Главная » Статьи |
Всего материалов в каталоге: 161 Показано материалов: 141-150 |
Страницы: « 1 2 ... 13 14 15 16 17 » |
Итак, ритмико-метрическая структура - это не изолированная система, не лишенная
внутренних противоречий схема распределения ударных и безударных слогов, а
конфликт, напряжение между различными типами структуры. Игра сращивающихся
закономерностей порождает ту "случайность в обусловленности", которая
обеспечивает поэзии высокое информативное содержание. |
Поэзия относится к тем сферам искусства, сущность которых не до
конца ясна науке. Приступая к ее изучению, приходится заранее примириться с
мыслью, что многие, порой наиболее существенные проблемы все еще находятся за
пределами возможностей современной науки. Более того, решение их за последнее
время даже как будто отодвинулось: то, что еще недавно казалось ясным и
очевидным, представляется современному ученому непонятным и загадочным. |
История стилей садово-паркового
искусства теснейшим образом связана с другими искусствами — прежде всего со
стилями в поэзии и пейзажной живописи. Иногда «садовые идеи» появляются и за
пределами садоводства — и не только в поэзии и живописи, но
также в философии, физике и даже в политике. Ограничимся в наших наблюдениях
над «значимыми» моментами в садово-парковом искусстве только европейскими
материалами и начнем со средневековья |
Морфология еще должна легитимироваться, как особая
наука, делая своим главным предметом то, что в других трактуется при случае и
мимоходом, собирая то, что там рассеяно, и устанавливая новую точку зрения,
позволяющую легко и удобно рассматривать вещи природы. Явления, которыми она
занимается, в высшей степени значительны; те умственные операции, при помощи
которых она сопоставляет явления, сообразны с человеческой природой и приятны
ей, так что даже неудавшийся опыт все-таки соединит в себе пользу и красоту». |
пособ изображения через
восприятие героя не был открыт Чеховым. Как показали исследования В. В. Виноградова,
этот метод довольно широко использовался и в пушкинской, и послепушкинской
прозе — Гоголем, Достоевским, Толстым. И все-таки такой тип повествования в
сознании читателей и исследователей теснее всего связан именно с Чеховым |
При описании структуры повествования
раннего Чехова была составлена сетка-вопросник, которая накладывалась на тексты
всех исследуемых произведений. Сначала индуктивным путем были установлены
некоторые качества повествования чеховских рассказов, например вмешательство
повествователя в сюжетное изложение, обращения его к читателю, нейтральное
повествование и т. п. Таким образом, в вопросник не вошли заведомо
отсутствующие в чеховских текстах явления — например обширные философские
рассуждения, не связанные с фабулой произведения |
Люди, рассуждающие на эту тему, в особенности если они сами
поэты, как правило, подразумевают в таких случаях стихи, подобные которым им
хотелось бы писать. Разумеется, всегда существует возможность, что перед
поэзией в будущем возникнут совсем иные задачи, чем те, которые перед ней
стояли в прошлом; но даже если так и будет, все равно имеет смысл сначала
определить, в чем было назначение поэзии в прошлом, как в разные эпохи и в
разных литературах, так и повсюду и всегда |
Основной материал,
извлеченный Блоком из французско-провансальских источников, относится к двум
темам его пьесы: с одной стороны, это быт и нравы феодального замка,
определяющие бытовую, семейную, исторически опосредствованную сторону душевной
драмы Изоры; с другой стороны — это картина весеннего праздника в действии IV.
К этому присоединяются отдельные мелкие детали, входящие в общий реалистический
фон действия |
Три поколения поэтов-символистов мы можем различить в истории поэтического искусства за последнюю четверть века и, соответственно этим поколениям, три волны символизма как чувства жизни, мировоззрения и как эстетической культуры. Мы обозначим эти поколения именами поэтов-зачинателей: первое — именами Константина Бальмонта и Валерия Брюсова, второе — именами Вячеслава Иванова, Андрея Белого и Александра Блока, третье — именем М. Кузмина. За каждым из вождей стоит целый ряд поэтов и писателей второстепенных, зараженных их новым и творческим восприятием жизни. В стороне останутся некоторые крупные предшественники современного литературного движения (Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус) |
Д. С. ЛИХАЧЕВ. В. М. ЖИРМУНСКИЙ — СВИДЕТЕЛЬ И УЧАСТНИК ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.
В. М. Жирмунский был коренным петербуржцем. Он родился в семье известного петербургского врача, учился в типично петербургской школе — училище В. Н. Тенишева, где было прекрасно поставлено преподавание гуманитарных дисциплин и где воспитывались многие будущие выдающиеся деятели русской интеллигенции. Путь в училище был для В. М. Жирмунского тоже своего рода экскурсией, помогавшей овладению русской историей и литературой. Школьник В. М. Жирмунский проходил мимо многих исторических зданий Петербурга, зданий, в которых еще витал дух живших в них великих русских писателей XIX в. Жирмунский еще мальчиком интересовался всем наиболее значительным в интенсивной интеллектуальной жизни Петербурга начала XX в. |