Главная » Статьи » Русский язык

Русский язык как учебный предмет
РЯ как ПРЕДМЕТ обучения в школе.
Одной из самых существенных особенностей РЯ как учебного предмета является то, что объектом изучения здесь служит сам язык, которым учащиеся пользуются при изучении всех остальных предметов. Т.о., РЯ является не только предметом изучения, но и средством обучения всем остальным предметам. Ведущим направлением в изучении РЯ – это развитие мыслительной и речевой деятельности с опорой на чувство языка и максимальном использовании связных текстов. Т.о., специально развиваемые на уроках РЯ все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) являются базой для овладения всеми остальными предметами. Овладение речемыслительной культурой – залог личностного развития школьника.
Цели обучения РЯ определяются следующими факторами: 1)соц-ым заказом – какой чел-к нужен обществу; 2)уровнем развития лингвистической науки; 3)уровнем развития педагогики, психологии, психолингвистики; 3)уровнем развития методики преподавания РЯ. За все годы существования школы цели, задачи, структура, содержание курса РЯ менялись, уточнялись, совершенствовались, расширялись или сужались. Таких периодов изменения в советской школе выделяют 7 и 8 – постсоветский.
1)1917 – 1922гг., 2)1923 – 1931гг., 3)1932 – 1944гг., 4)1945 – 1950гг., 5)1951 – 1959гг., 6)1960 – 1969гг., 7)1970 – 1985гг., 8)1990 – до наших дней.
В результате многолетних поисков появилась стабильная программа по РЯ – «Программа - 70», которая и до сих пор существует в школьном обучении. Научным руководителем был Н.М. Шанский. Методическую группу возглавлял Баранов.
Современный этап развития методики характеризует и новые подходы к определению целей предмета РЯ. Сегодня они определяются через лингвистическую, языковую, коммуникативную и культуроведческие компетенции.
В компетентности выделяются следующие характеристики:
1)обладание специфическими способностями, включающими в себя личностные черты и характеристики поведения, значимые для данной деятельности;
2)способность получать высокие результаты в определенной в деятельности, которая не обязательно опосредована природными данными, интеллектом или полученным образованием;
3) наличие не только знаний, но и практических умений;
4)разные компетентности в процессе обучения и обыденной практике;
5)многокомпонентность компетентности, что обуславливает наивысшую успешность в той или иной деятельности.
Лингвистическая компетенция. Теоретический уровень: сведения о языке как знаковой системе и общественном явлении через усвоение комплексов понятий (звук, морфема, слово); представление об устройстве РЯ, его развитии и функционировании; знания о лингвистике как науке; элементы истории науки, сведения об ученых – лингвистах и методах лингвистического анализа. Практический уровень: умение опознавать звуки, ЧР, члены предложения и т.д.; уметь классифицировать языковые явления; уметь анализировать факты языка, проводить различные разборы. Личностный уровень: становление познавательной культуры и лингвистического мировоззрения; воспитание интереса к предмету, уважение и любовь к родному языку, развитие логического мышления, памяти, воображения.
Языковая компетенция. Теоретический уровень: овладение богатством самого языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; освоение норм. Практический уровень: умение правильно, точно, выразительно, ясно, логично, уместно выражать свои мысли, используя различные способы выражения. Личностный уровень: становление речевой культуры и адекватного способа самовыражения.
Коммуникативная компетенция. Теоретический уровень: знание речеведческих понятий (текст, тема, связь); понимание речевой ситуации и ее условий (где с кем, когда, зачем), знание правил речевого этикета, приемов речевого поведение в разных ситуациях общения. Практический уровень: уметь выбрать нужную языковую форму, способ выражения, сообразно коммуникативной ситуации; владеть разными видами речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, слушание); адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, владеть разными видами чтения (выразительное, беглое и тд.), создавать тексты различных стилей и жанров, владеть различными видами монолога и диалога. Личностный: самореализация, самоактуализация через полноценную коммуникацию
Культуроведческая компетенция. Теоретический: осознание языка, как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики РЯ и русского речевого и невербального поведения. Происходит формирование языковой картины мира. Практический: владеть национально-маркированными единицами языка, русским речевым этикетом, культурой, межнационального общения. Личностный: развитие духовно-нравственного мира, национального самосознания, формирование ценностных ориентаций, в том числе к родному языку, народу, другим нациям. Коммуникативная компетенция нуждается в расширении. В.В. Девятко предлагает: перцептивные качества, интерактивные и расширение коммуникативных.
Ведущей функцией РЯ является научить полноценно пользоваться родным языком во всех видах речевой деятельности (говорю-слушаю, читаю-пишу), формах (устная письменная, монолог, диалог), в разных видах речевых ситуаций. Учебные и жизненные задачи должны идти не параллельно, а совместно. Соединение этого видится в коммуникативной направленности преподавания, т.е. в осмыслении языка, как средства самоопределения личности, ее культурной самореализации и обучение ему как средству коммуникации.
Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании опирается на структуру интеллектуальной деятельности (мотив, цель, ориентировка, планирование, реализация, контроль). При коммуникативно-деятельностном подходе меняется системно - образующая основа курса. В новом курсе системно-образующую основу составляют учение речевой деятельности, а язык и нормы правописания рассматриваются как средства реализации этой системы. Важнейшей характеристикой коммуникативно-ориентированного обучения РЯ является использование текста в качестве высшей дидактической единицы обучения. Опора на текст обеспечивает единство процессов формирования компетенций.
Текстоцентрический подход обусловлен и функциями текста в учебнике. Через текст реализуются не только цели обучения, но и усваивается культура народа и духовно-нравственные ценности.
Программа А.Е. Купаловой. Сквозной курс РЯ с 1 по 11 класс. Единые комплексы учебников. Задачи: 1)устранить дублирование начального и среднего звена; 2)устранить автономию начального и среднего звена. Учитывая ведущие типы деятельности, попробовать экономно использовать учебное время. Содержание программы предмета РЯ зависит от уровня развития науки о нем и определенным целям, которые ставит общество. Структура курса РЯ включает 2 стороны. Преемственность всех звеньев обучения и последовательное распространение учебного материала.
_______


Категория: Русский язык | Добавил: YeeeGORka (11/05/12)
Просмотров: 7769 | Теги: шпаргалки, методика, русский язык, топики | Рейтинг: 2.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]