Главная » Статьи » Русский язык

РАЗВИТИЕ РЕЧИ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Понятие «речь» - межпредметное. Лингвисты сопоставляют речь и язык. Речь противопоставляется языку не как нечто индивидуальное, единичное, а как реальный вид существования языка, его непосредственной реализации. Опираясь на это разграничение, методисты различают изучение системы языковых понятий и изучение функционирования языка, его применении и использование языковых средств. Психологи и психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и восприятия высказывания как вид специфической деятельности, обеспечивающей общение. Для методистов важно знать и представлять себе речь как деятельность. Объектом исследования методистов является речь как предмет обучения. Методисты выявляют трудности, возникающие при овладении уч-ся речи, педагогические условия, средства воздействия на процесс формирования речевых умений и навыков. Методика разрабатывает вопросы о том, чему и как нужно учить, чтобы научиться полноценному общению.
Работа по развитию речи проводится параллельно в связи с изучением материала основной программы. Отводится этому примерно 1/5 часть учебного времени. Содержание работы нужно смотреть в программе школы. В разделе развития речи мы находим следующие блоки: культура речи, стилистика, связная речь. Работа проходит в тесной связи между всеми разделами. Методисты выделяют следующие направления: 1.Формирование навыков правильной речи. 2. Формирование навыков хорошей, коммуникативно целесообразной речи. 3. Формирование навыков связной речи. В рамках (1) необходимо: 1)установка учителя и уч-ся на необходимость овладения нормами лит-го языка, как качеств культурного чел-ка; 2)осмысления учениками понятия норма, как принятого в языке правила; 3)многократное повторение правильного варианта. От 5-7 повторений, до 50-70 раз. При переучивании с неправильного на правильный от 100 до 150 раз; 4)наличие целенаправленной системы упражнений (анализ нормы, сопоставление с нарушением, выбор правильного возможного средства, замена ошибочных вариантов нормативными, устный пересказ, письменное изложение, которые должны включать те слова, которые необходимо запомнить, свободные творческие диктанты, составление сл/сч или микротекста).
Работа по (2) идет в 2-х аспектах: 1.обогащение словарного запаса; 2.обогащение грам-го строя речи. Обогащение словаря проходит через словарную работу. Обогащение словаря идет по пути количественного расширения запаса слов и конструкций и качественного совершенствования через уточнения лексического значения, замена нелит-ых слов лит-ыми. Количественно-качественное совершенствование словаря уч-ся определяет парадигматическое направление, т.е. работая над словом необходимо включить его в синонимические, антонимические отношения, которые будут определяться разными значениями слова. Обучение умению пользоваться словом определяет синтагматическое направление, т.е. слов включается в контекст и идет работа над точностью, целесообразностью этого слова, в зависимости от стиля, темы текста.
Источники пополнения пассивного словаря: чтение книг, разные учебные предметы, речь учителя, СМИ, экскурсии, выставки, музеи, кино. Вся словарная работа должна опираться на следующие принципы: 1.экстралинвистический – соотношение слова и реалии, сопоставление предмета или его изображения со словом. 2. Парадигматический – включение слова в родо-видовые, синонимические и антонимические отношения. 3. Синтагматический – составление сл/сч, пред-ий, текстов с новыми словами. Словарная работа должна быть связана с орфографической и грамматической работой.
Организовывая словарную работу, необходимо обеспечить работу зрительного, слухового речедвигательного и моторного канала. В соответствии с задачами обогащения словаря выделяются следующие объекты словарной работы: 1. новые, непонятные, незнакомые слова и устойчивые выражения и те, которые не до конца усвоены. 2. языковые, системные объединения слов (синонимические ряды, антонимические пары, система значений многозначных слов, тематические и лексико-семантические группы слов, некоторые контекстуальные объединения). 3. соотносительно – языковые средства (лит-ые/нелит-ые, нейтральны и стилистические, экспрессивно окрашенные слова).
Методистами выделяется 4 основных типа словарных упражнений. 1. объяснение значений слов (семантизация): а)семантическое определение через подбор и составление минимально развернутого толкования лексического значения слова, которое включает родовидовые компоненты. б)структурно-семантическая мотивация применяется при толковании лексического значения слова с четкой внутренней формой. в)сопоставление с уже известным словом. г)использование наглядности применяется для работы со словами с наглядным значением. д)прием через контекст. 2. группировка слов по семантическим признакам (составление тематически объединенных групп слов). 3. анализ лексических средств текста (анализ образцовых текстов, оценка выразительности и словесного богатства, анализ негативных текстов и их правка). 4. составление сл/сч, пред-ий и связного текста: а)составление текста, в основе которого будет тематически объединенная группа слов, б)составление высказываний, в основе которых лежит использование слов, обозначающих определенные лексические явления (эпитеты, метафоры и т.д.)
Реализация работы по развитию речи осуществляется через систему упражнений, которая состоит из: 1)упр-ия на освоение норм лит-го языка; 2)упр-ий на обогащение речи; 3)анализ готового материала: наблюдение по специальным вопросам и заданиям, выделение хар-к нужных элементов, сравнение, анализ; 4)преобразование языкового материала: языковой эксперимент, синонимические замены, построение по определенным моделям, схемам, опорам, распространение исходного материала, сжатие, редактирование; 5)создание текста и его частей на определенной основе (выбора типа речи на основе стиля). Конструирование пред-ий с определенной речевой ситуацией. Сбор рабочих материалов, подготовка плана к сочинению.
Согласно советской психологической школе, сознание и речь ребенка развиваются в рез-те деят-ти. Речь возникает не сама по себе, но всегда включена в более общий вид деят-ти. Чтобы ребенок заговорил нужна мотивация, которая возникает при наличии потребности. Мотивация завершается целеполаганием. Целеполагание переходит во внутреннее планирование. Реализация внутренней программы на практике после контроля, при необходимости возникает корректировка. В работе, связанной с речевой деят-тью ученик последовательно переходит от 1-ой фазы к другой.
Первая фаза – ориентировка – определить для себя место, роль высказывания в общих чертах форму высказывания с учетом общего мотива деят-ти, уточнить цель, определить форму (уст./письм.), вид (монолог/диалог), стиль. Вторая фаза – планирование – подбор содержания, составление программы высказывания, основная мысль, требования стиля, типа речи, вида и формы речи. Третья фаза – переход внутренней программы и реализация на практике. Операция выбора слова, перебора слов, сопоставление синтаксических вариантов. Четвертая фаза – контроль – сопоставляется результат и задача общения. В случае неудачи корректировка.
Чтобы приблизить условия обучения к естественным надо ввести уч-ка в речевую ситуацию и научить ориентироваться в ней, т.е. ясно представлять себе собеседника, условия речи и задачи общения. В программу по развитию речи вводится понятие «типовая речевая ситуация», которая складывается из 3-х составляющих: 1.определение сферы общения (офиц./неофиц.); 2)условия общения (персональное, коллективное, массовое); 3.задачи общения (общение, воздействие или общение).
Для эффективности обучения в программу введены речеведческие понятия. Речеведческая база была полностью представлена и систематизирована в программе Бабайцевой. Необходимо усилить обучение на этапе реализации программы высказываний. Этой цели служат речеведческие понятия, которые дают возможность формировать речевые умения сознательным путем. Наряду с изложениями и сочинениями по образцу большое значение приобретает метод модели речевого высказывания, при котором уч-ся учатся умению соотносить содержание и форму высказывания с речевой ситуацией. Одним из центральных речеведческих понятий является текст. Как объект лингвистики текст представляет собой группу пред-ий, объединенных общим смыслом и структурой. Т.о., связность текста воспринимается как его сущностное свойство. Отсюда, связная речь, но не связный текст. Признаки текста не обходимы и достаточны для раскрытия этого понятия в школе: 1)членимость; 2)смысловая цельность: высказывание на определенную тему, замысел говорящего, выраженный в основной мысли текста, относительно законченное автономное высказывание, к тексту можно подобрать заголовок, который передает тему или основную мысль высказывания, правильно оформленный текст имеет обычно начало и конец; 3)связность текста: последовательная, параллельная, комбинированная. Следующий блок понятий – понятия по типу речи. Описание, рассуждение, повествование. В методике эти термины используют и как синонимы жанра школьного сочинения, в котором указанный тип речи, как правило, ведущий, но не единственный.
_________


Категория: Русский язык | Добавил: YeeeGORka (11/05/12)
Просмотров: 1014 | Теги: шпаргалки, методика, русский язык | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]