Главная » Статьи » Английский язык

Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс (УМК) - это

система учебно-методических материалов, способствующих эффективному
освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу
дисциплины (блока дисциплин) плана подготовки студентов по одной из
специальностей (направлению). Состав УМК определяется содержанием
утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине
Учебно-методический комплекс и комплект. Различение между
понятиями учебно-методического /комплекса/ и /комплекта:/ "Мы вводим термин
учебный (учебно-методический) комплекс для обозначения открытой системы
дидактических средств в отличие от термина /комплект/, который означает
полный набор: комплект учебников такого-то класса, т.е. закрытую систему”
(Д.Д. Зуев, Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. С. 215). Таким образом,
УМК как система средств обучения имеет непреходящее значение – это
инвариант самых различных модификаций и вариантов УМК, что необходимо
учитывать при их разработке
Функции УМК
1. Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения
учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования.
В этом его главная функция.
2. Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения,
подчиняя их целям обучения и воспитания.
3. Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к
содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников,
содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его
реализации.
4. Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок,
стимулирует развитие творческого потенциала педагогов [3, C. 9].
Цели и задачи УМК
1.
создание условий для оптимизации процесса изучения студентом
учебной дисциплины;
2.
активизации самостоятельного участия студента в данном процессе;
3.
введение критериев, позволяющий стандартизировать процесс оценки
усвоения обучающимся ключевых положений учебной дисциплины;
4.
создание механизма по анализу качества методики изучения учебной
дисциплины.
5.
Подготовка учебно-методического обеспечения каждой дисциплины,
преподаваемой в вузе, формирование учебно-методических комплексов по всем
дисциплинам.
6.
Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и
другими материалами, улучшающими качество подготовки специалистов.
7.
Создание инструмента планирования и организации работ по
совершенствованию учебно-методической базы вуза.
8.
Получение учебно-методических материалов, необходимых для
подготовки электронных учебников, учебно-методических пособий.
9.
одним из условий, позволяющих достичь необходимого качества
подготовки и профессиональной переподготовки в очной (дневной), очно-заочной
(вечерней) и заочной формах обучения
___
Классификация учебно-методических комплексов. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в настоящее время возможна только на основе системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, любому виду деятельности преподавателя и студента.

Научно-педагогической базой методических комплексов является системная дидактика. Ее составляют диагностичная постановка целей обучения по содержанию и структуре учебной информации, качеству ее усвоения, научности знаний и универсальности умений студентов, овладение всеми студентами современными умениями и навыками, эффективной самостоятельной работой, обучение будущих специалистов техническому творчеству.

Эффективность педагогического процесса находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которая проектируется для реализации поставленной образовательной задачи. Проектирование технологии обучения предполагает постановку дидактической задачи и комплексную разработку системного дидактического процесса.

Классификация учебно-методических комплексов (по характеру структуры формируемой профессиональной деятельности):
Формирующие практическую структуру профессиональной деятельности (тренажёры, стенды, макеты, полигоны и т.п.) Формирующие образные компоненты деятельности (кино- и видеофильмы, диапозитивы, кодограммы, слайды и т.п.) Формирующие понятийно-логические компоненты структуры деятельности (учебно-технологические и инструкционные карты, учебники, справочники, программированные материалы)

____
В ряду электронных средств учебного назначения особое значение имеют учебно-методические комплекcы (УМК). Каждый УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п. Создание УМК имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач.

Учебно-методические комплекcы могут быть представлены как мультимедиа курсы, каждый из которых представляет собой комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса.

Современный учебный мультимедиа курс - это не просто интерактивный текстовый (или даже гипертекстовый) материал, дополненный видео- и аудиоматериалами и представленный в электронном виде. Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях. В комплект курса рекомендуется включать видео- и аудиокассеты, а также печатные материалы. Это обусловлено не только техническими и экономическими соображениями (оцифрованное "живое" видео требует весьма больших объемов памяти, видеомагнитофон существенно доступнее по цене, чем мультимедиа-компьютер, работа с печатным материалом более привычна для учащихся), но и соображениями психологического характера. Наличие у учащегося ведущей сенсорной модальности (основного канала восприятия информации) приводит к тому, что одни легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики).

Мультимедиа курс является средством комплексного воздействия на обучающегося путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей. Структура и пользовательский интерфейс этих частей курса должны обеспечить эффективную помощь при изучении материала.

Основой УМК (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее входят:





электронный учебник,

электронный справочник,


тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры),

задачник,


электронный лабораторный практикум,

компьютерная тестирующая система.




Данная структура может быть скорректирована с учетом специфики гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин.

Рассмотрим кратко назначение, состав и технологию создания интерактивных компонент УМК.

Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории.

Компьютерный учебник содержит тщательно структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить не только оптимальную траекторию изучения материала, но и удобный темп работы и способ изложения материала, соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. В электронном учебнике может быть предусмотрена возможность протоколирования действий обучаемого для их дальнейшего анализа преподавателем.

Нелинейная организация учебного материала, многослойность и интерактивность каждого кадра, а также возможность протоколирования информации о выборе учащимся траектории обучения определяют специфику электронного учебника.

Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме.

В электронный справочник включается информация как дублирующая, так и дополняющая материал учебника.

Обычно электронный справочник представляет собой электронный список терминов, или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен цитируемых авторов и т.д. Каждая единица списка гиперактивна - ее активизация позволяет обратиться к гиперссылке, содержащей толкование термина, перевод и грамматические характеристики иностранного слова, энциклопедическое описание и т.д.

В электронный справочник обычно можно войти из любого раздела курса с помощью специальной кнопки в главном меню. Собственное меню справочника, как правило, представляет собой алфавит, оформленный в разных дизайнерских решениях. Активизация кнопки-буквы обеспечивает доступ к соответствующему фрагменту справочника.

В настоящее время наличие справочной системы является обязательным для любого УМК. При этом электронный справочник может быть представлен как самостоятельный элемент УМК или встроен в электронный учебник.

Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.

В отличие от вышеописанных компонент, компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами.

Компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов.

К тренажерам могут быть отнесены также и компьютерные задачники. Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Электронный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.

В качестве тренажера может использоваться и компьютерная тестирующая система, которая обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля.

Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя. В последнем случае в нее включается система подготовки тестов, облегчающая процесс их создания и модификацию (в простейшем случае это может быть текстовый редактор). Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования. Тестирующая система может быть встроена в оболочку электронного учебника, но может существовать и как самостоятельный элемент УМК. В этом случае тестирующие программы по различным дисциплинам целесообразно объединять в единой базе данных.

Представленные компоненты мультимедиа курса сами по себе не решают педагогических задач. Обучающая функция реализуется в мультимедиа курсе через педагогический сценарий, с помощью которого преподаватель выстраивает образовательные траектории.
Категория: Английский язык | Добавил: YeeeGORka (10/05/12)
Просмотров: 2431 | Теги: шпаргалки, шпоры, методика, Английский язык, умк, топики | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]