Главная » Статьи » Английский язык |
Программа по иностранному языку
Программа по иностранному языку, разработанная и используемая в течение ряда лет в колледже социальных наук Алтайского государственного университета, ориентирована на осуществление целенаправленной расширенной лингвистической подготовки учащихся 10-11 классов школ и студентов 1-2 курсов факультетов социального профиля вузов. Такая программа, обеспечивающая преемственность в обучении, является наиболее рациональной в настоящее время, когда назрела необходимость переориентировки целевых установок обучения иностранному языку в школе и вузе в соответствии с требованиями, предъявляемым к специалистам условиями развития современного общества. Данная программа уникальна уже тем, что на этапе вхождения в нее предполагает работу с учащимися самого разного уровня от начального, так называемого «нулевого», до высокого, или «продвинутого», одновременно. Такая необходимость возникла в связи с тем, что до окончания базовой школы учащиеся занимаются по разным программам и учебникам, существенно отличающимся друг от друга концептуально, по содержанию, глубине изучения материала и формам его подачи. В 10 классе, после переформирования групп, в связи со сменой класса или школы, поступлением в профильные, специализированные классы, учащиеся испытывают большие сложности при вхождении в новую программу, имеющую принципиальные расхождения с теми, по которым они обучались прежде и которые предполагают преемственность от начального этапа обучения к более старшим. В одной учебной группе оказываются учащиеся, занимавшиеся ранее по разным учебникам, у разных учителей, обладающие разнородной лексикой и учебными навыками. В результате происходит резкое падение качества знаний и, как следствие этого, снижение интереса к предмету. Необходимость решения этой проблемы, а также проблемы преемственности программ школы и вуза, определила приоритетные цели и задачи программы обучения иностранному языку. Основной и ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции обучающихся, развитие многоканального понимания речевого произведения как постижения всей концептуальной системы для достижения полноценной коммуникации, поскольку язык – прежде всего средство общения. Однако не менее важным является, во-первых, создание высокой мотивации к учению, развитие потребности не только использовать знания, но и потребности их поиска, развитие желания учиться. В условиях мотивационного кризиса в современном образовании обучение успешно лишь в том случае, если оно превращается в общение, во взаимную, значимую деятельность учителя и учеников и это находит отражение в содержании программы, в выборе методов и способов обучения. Во-вторых, важно помочь учащимся вернуть окружающему их миру (и языку в том числе) ту целостность, которую он имел в их сознании изначально, до начала обучения и которую в значительной мере утратил вследствие фрагментарности, дифференцированности содержания современного образования. В реализации этих двух целей заключается основная философия программы. Достижение целей программы на первом этапе (10-11 классы) обеспечивается использованием эффективных авторских технологий технологий и методов обучения. Одной из ведущих и наиболее продуктивных является комплексная технология формирования и развития навыков спонтанного говорения, разработанная Дорофеевой Т.В. Она представляет собой реализацию такого способа обучения коммуникации на иностранном языке, при котором происходит активизация и развитие речемыслительной деятельности учащихся через регуляцию и развитие их познавательных процессов. Достижение этой цели происходит посредством работы с неадаптированными художественными текстами, способными вызвать эмоциональный отклик учащихся, построенной по определенному сценарию, в ходе которой учащиеся оказываются в искусственно смоделированной ситуации, которая, тем не менее, является реальной в данном контексте общения благодаря эмоциональной связи, возникающей между содержанием прочитанного (прослушанного) повествования, образами и историями, вызванными повествованием и внутренним миром учащихся. Для создания этих связей используются тщательно спланированные поэтапные действия, реализуемые, в частности, в заданиях, предполагающих рисование и лепку, «оживление» образов, созданных в процессе этой деятельности, драматизацию и конструирование игрового сюжета, общение в режиме свободной беседы и пр. Данная технология представляет учителю возможность планомерной работы по включению правого полушария в речевое развитие учащихся с помощью специальных упражнений, позволяющих в определенной степени возместить недостаток внимания к этой стороне процесса обучения иноязычному общению на ранних этапах. Акцентирование образной стороны речи, обращение к индивидуальному эмоциональному опыту учащихся может помочь учителю в какой-то мере приблизить обучение иностранному языку к естественным условиям. Параллельно с формированием навыков спонтанного говорения происходит направленное развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а также уверенности учащихся в себе, изобретательности, снятие скованности и боязни ошибиться, и, в связи с этим, снижение уровня тревожности и повышение мотивации к обучению. Развитию творческих способностей и интеллектуального потенциала учащихся способствует разработанный в рамках программы курс письменной речи. В традиционных программах, предлагаемых для средних школ, письмо играет, в основном, вспомогательную роль в обучении чтению, устному общению, аудированию. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности практически не выделяется. На уроках иностранного языка в средней школе учащиеся употребляют, в основном, малораспространенные, простые предложения, что делает их речь бедной, лишенной гармонии и естественного ритма, присущих речи носителей языка. Однако овладение иностранным языком означает не только изучение иного языкового кода, но и использование его для развития интеллектуальных и личностных качеств, выражения сложных и многообразных чувств, мыслей и идей человека. Для эффективного обучения иностранному языку овладение навыками письменной речи необходимо по многим причинам. В частности, письменная речь организует мыследеятельность учащихся, развивает логику, воображение; способствует активному усвоению лексики и грамматики, их осознанному, обдуманному применению; не способствует развитию тревожности учащихся и напряженности процесса обучения, поскольку не требует спонтанного реагирования, а позволяет, наоборот, обдумать, скорректировать написанное; дает видимый результат, что повышает учебную мотивацию; облегчает мониторинг прогресса учащихся и пр. В ходе обучения учащиеся знакомятся с жанрами письменных работ, со структурой письменной работы (с обязательными элементами композиции, построением абзаца, средствами связи и пр.), с приемами планирования содержания, а также обучаются конструированию предложений, т.е. использованию союзов, усложняющих элементов, придаточных предложений и т.д. Выполняя комплекс упражнений по конструированию фраз и предложений различного типа, разработанный Дорофеевой Т.В., учащиеся достигают значительной гибкости при выражении своих мыслей, получают в распоряжение более богатый набор синтаксических структур и стилистических средств. Поскольку эти упражнения легки для выполнения и дают почти мгновенный видимый результат, заинтересованность учащихся возрастает, как и их уверенность в своих силах. Для достижения оптимальных результатов используются и другие технологии и методики обучения, в частности, методики дискуссионных групп, коллажирования, проектная методика, интерактивные игры типа «лабиринт» и др., а также разработанный в рамках программы коррекционный курс. Программа «Английский язык» обеспечена собственными учебными пособиями и материалами: «Учебные материалы для уроков английского языка в 10-11 классах средней школы» (составитель Дорофеева Т.В.), пособие по грамматике для 10-11 классов средней школы (составитель Дорофеева Т.В.), «Altai Territory» - пособие по английскому языку для учащихся 10-11 классов (составители Дорофеева Т.В., Попова Е.В.). Учебные материалы составлены в соответствии с государственным стандартом по иностранному языку и рассчитаны на расширение и углубление знаний выпускников основной школы. Они обеспечивают возможность обучения английскому языку учащихся с разным уровнем языковой подготовки, обучавшихся ранее по разным учебникам и программам. В учебном пособии содержится богатый материал, представленный тематическими блоками. Его важной особенностью является сбалансированный подбор и подача материала, способствующий развитию всех видов речевой деятельности, как устных, так и письменных, обучение не только порождению высказывания, но и активному восприятию, формированию фоновых знаний, что, в конечном итоге, способствует более полноценной двусторонней коммуникации. Еще одним преимуществом учебных материалов является включение в содержание обучения регионального компонента, что представляет особую значимость, т.к. при изучении иностранного языка позволяет учащимся опираться на опыт, заложенный в их концептуальной системе, что, в свою очередь, способствует более полному пониманию реалий обеих культур, дает возможность изучать иностранный язык через сравнение со своим языком, культурой и ценностями. Все тематические блоки составлены таким образом что, знакомясь со странами изучаемого языка, учащиеся лучше узнают свой родной край, его историю, культуру, природное богатство, учатся ценить и уважать культурные ценности и историю своей малой родины, как и ценности других культур. Все учебные пособия прошли апробацию в ряде школ города и края, получили высокую оценку специалистов АКИПКРО, факультета иностранных языков БГПУ. Эффективность программы неоднократно подтверждена высокими результатами выпускных и вступительных экзаменов, ежегодными призовыми местами в языковых олимпиадах и конкурсах, конференциях НОУ. Программа второй ступени обучения (1-2 курсы), рассчитана на студентов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Психология» и владеющих нормативной грамматикой английского языка, навыками и умениями устной и письменной речи в пределах программы первой ступени обучения в колледже социальных наук. На этом этапе расширяются и углубляются положения программы для средней школы, а также вводится специализированный компонент. В рамках данного курса студенты овладевают языковым материалом и коммуникативными навыками в размерах, достаточных для дальнейшей учебной и научно-исследовательской деятельности, элементарной деятельности по изучению зарубежного опыта в области социологии, психологии, социального права; для осуществления деловых контактов на элементарном уровне. | |
Просмотров: 643 | | |
Всего комментариев: 0 | |