Главная » Статьи » Английский язык

Обучение аудированию
Общая характеристика устной речи: аудирование и говорение. Обучение аудированию как виду речевой деятельности: формирование базового уровня, требования к нему. восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагается еще и слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации. В отличие от говорения, аудирование – рецептивный вид РД. Основная форма его протекания – внутренняя, невыраженная. Тем не менее слушающий по каналам связи воздействует на акт коммуникации. Его реакция (мимика, жесты, смех, реплики) оказывает на речь говорящего немедленное влияние. Аудирование является относительно автономным и самостоятельным видом РД (слушание лекций, докладов, ТВ - передач).
Черты аудирования:
реализует устное непосредственное общение
по своей роли в процессе общения аудирование является реактивным видом РД.
по форме течения процесса – внутренне не выражено в отличии от говорения и письма.
Основой внутреннего механизма аудирования явл:
восприятие на слух
внимание
распознавание и сопоставление языковых средств
группирование, обобщение позволяет иногда прогнозировать смысловое содержание
умозаключение (адекватная реакция на нужную мысль)
Продуктом аудирования явл. умозаключение, а результатом понимание воспринятого смыслового содержания и собственное речевое поведение(можно вербально отреагировать на умозаключение, а можно принять к сведению полученную инф. (невербальная реакция). Аудирование базируется на природных способностях человека.
Базовый уровень овладения ауд.:
Ауд. – восприятие на слух текстов разной сложности. Достижение базового уровня предусматривает формирование элементарного уровня коммуникативных компонентов РД, основанных на формировании умений:
понимание разговорной речи в системе каждодневного общения связанного с удовлетворением самых простых потребностей.
умение определить тему и цель беседы, ее основное содержание, в случае когда возникнут осложнения обратиться к партнеру с просьбой ( повтора, уточнения, разъяснения)
умение полно и точно понимать высказывания преподавателей и одноклассников, которые относятся к учебно-трудовой и социально – бытовой сфере.
умение воспринимать сообщения и понимать основное содержание видеотекстов
(о чем? Что более важно)
Психофизические механизмы ауд.:
Ауд. – процесс восприятия звучащей речи, с точки зрения психофизиологии ауд–е трактуется перцептивной (т.к. совершается восприятие речи) умственной (т.к. связано с умственными операциями) деятельностью. Ауд. может выступать как самостоятельный вид РД. (ПР.: длительное восприятие и распознавание докладов, лекций). Ауд. базируется на природных способностях человека:
- понимать инф.
- накапливать инф при чтении и письме
Основные механизмы ауд.:
мех-м внутреннего проговаривания (Звуковые образцы превращаются в артикуляционные, происходит внутренняя имитация аудиофрагмента. Если мы правильно имитируем, то и правильно воспринимаем.)
оперативной и долговременной памяти
идентификации (сличения) (слушающий определяет, какой из лексико-семантических вариантов звучащего слова актуализирован в речи говорящего).
антиципации (вероятного прогнозирования) (можно по началу слова или фразы предугадать их конец)
осмысления (Производит компрессию фраз и отдельных фрагментов контекста за счет опущения подробностей и, оставляя в памяти только главное). Обучение ауд. с учетом функционирования его психофизических механизмов и структуры как вида РД дает положительные результаты: слуховой канал становится надежным каналом связи, обеспечивая высокое качество приема инф. Хорошо развитие аудитивных умений учащихся является 1 из основных условий успешного овладения ин.яз.
Говорение – форма устного общения с помощью, которой происходит обмен инф. осуществляется средствами языка, устанавливает контакт и взаимопонимание, оказывает воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Одной из основных задач современного обучения говорению является формирование вторичной языковой личности, способной успешно осуществлять социальное воздействие с носителями иной культуры.

______
этапы обучения аудир/ х-ка ауд на разных ступенях/ понятие»речевая единица»
включает в себя формирование навыков и умений аудированию, а так же совершенствование механизмов рецептивного плана, кот. обслуживают этот вид деятельности.
Обучение аудированию должно выработать способность проникать в смысл речи от низших до высших уровней понимания. При этом работа над механизмом рецептивного плана предполагает: расширение объема операционной памяти, формирование речевого слуха, уменьшение времени внутреннего проговаривания.
3 основных этапа:
Фразовый. Прцесс обучения на уровне фразы предусматривает действие, направленное:
1. на понимание сообщения данного уровня, построенного на знакомом материале. Реакция на услышанное – невербальная(действия, символы)
2. понимание сообщения с незнакомым языковым материалом. Реакция- вербальная, происходит с использованием усвоенных образцов речи.
Надфразовый
1. понимание монологического сообщения данного уровня, построенного на знакомом языковом материале. Реакция- краткая, вербальная.
2. понимание микродиалога с определением характера взаимодействия партнеров путем соотнесения воспринятого диалога к одному из известных ученикам коммуникативным типам диалога: обмен мыслими, волеизъявление, ритуальный
Уровень целого текста
1. понимание связанной монологической речи, которая построена на целиком знакомом материале. Расчленение текста на смысловые части и выделение информационных точек
2. понимание текста с незнакомым языковым материалом.
3. понимание текста, который построен на знакомом материале. Предусматривает предчувствие содержания по заголовку
4. понимание диалога, построенного на знакомом материале
5. понимание текста, в котором содержатся незнакомые элементы. Догадка на основе созвучия с родным языком. Проверка пониматия текста с помощью теста множественного выбора.
6. понимание текста, построенного на преимущественно незнакомом материале, но с выделение специальных опор.
___
Аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении.
Несмотря на значительное количество исследований, посвящен¬ных обучению аудированию, и на наличие в средней школе учеб¬ных комплексов, в состав которых входят фонозаписи, диа- и ки¬нофильмы, а также другие технические средства, данная форма устного общения остается пока еще недостаточно развитой, что объясняется двумя причинами.
1. аудирование до сих пор рассматривается как побочный продукт говорения, соответствен¬но на уроках используется эпизодически и в ситуациях, весьма да¬леких от аутентичных
2. слабая осведомленность учителей в психоло¬гических и лингвистических сложностях аудирования, уровнях вос-приятия и способах их определения.
Различают контактное и дистантное аудирование.
При кон¬тактном слушании оно действительно является составной частью устного интерактивного общения,
при дистантном, опосредован¬ном слушании (например, радио, телевидение, фонозапись и др.) эта форма коммуникации представляет собой самостоятельную, об-ладающую своими особенностями форму речевого общения.
Механизм аудирования:
Принимая информацию фонологического (нижнего) уровня, он дол¬жен перекодировать ее в единицы концептуального (высокого) уров¬ня, используя различные опоры восприятия, в том числе подска¬зывающую функцию ситуаций. Этот процесс строго личностный и сложный, поскольку он зависит от многих факторов, в том числе от развитости у школьника речевого слуха и памяти, от умения пользоваться вероятностным прогнозированием, от наличия у него вни¬мания и интереса.
Речевой слух (интонационный и фонематический) отно-сится к одному из основных условий успешного обучения ино¬странному языку.
Интонационный слух- способ¬ность воспринимать интонационную структуру фразы и правиль¬но соотносить ее с интонационным вариантом.
фонемати¬ческий слух- понимается умение различать звуки речи и иденти¬фицировать их с соответствующими фонемами. Фонематический слух, так же как и интонация, необходим не только для формиро¬вания адекватных акустико-артикуляционных образов, но и для использования имеющихся в памяти эталонов при распознавании новых сообщений.
При восприятии речи на родном языке избирательность связей осуществляется достаточно легко. Что касается иноязычной речи, то слушающий должен оперировать не только продуктивным сло¬варем (объем которого у учащихся общеобразовательной средней школы очень невелик), но и рецептивным, приобретенным в ос¬новном в процессе чтения. Запечатленный в памяти зрительный образ слова не всегда легко, как показывает опыт преподавания, ассоциируется со слуховым.
Аудирование речевых сообщений связано с деятельностью па¬мяти (кратковременной и долговременной). Кратковременная па¬мять обеспечивает, как известно, удержание поступающей инфор¬мации на всех фазах процесса восприятия, вплоть до ее обработки и поступления части информации в долговременную память. По¬следняя призвана хранить слухоартикуляционные образы слов, сло¬восочетаний и синтаксических конструкций, правил и схем их со¬единения. Благодаря этому происходит понимание фразовой струк¬туры и коммуникативного типа предложения.
Успешность аудирования у школьников зависит, в частности, от потребности узнать что-либо новое, связать с выбором будущей профессии, от наличия интереса к теме сообщения, от осознания объективной потребности учить¬ся, удерживать определенные позиции (хорошего или отличного ученика) в классе и т.д., т.е. от так называемых субъективных фак¬торов, способствующих возникновению установки на познаватель¬ную деятельность.
___
Трудности аудирования: субъективные, языковые, обусловленные условиями восприятия. Способы преодоления трудностей: использование опор, ориентиров.
Аудирование очень сложный вид РД, поскольку процессы аудирования в реальном общении необратимы и практически не поддаются анализу и фиксации. То, что уже сказано безвозвратно улетает, и новая информация уже сменяет старую, не хватает времени на обдумывание поступающей информации, в связи с чем часто не достигается понимание и процесс общения может быть сведен на нет.
Группы трудностей:
Т. связанные с условием восприятия:
однократность и кратковременность предъявления информации, что требует от слушателя быстрой реакции при восприятии звучащего текста.
темп, задаваемый говорящим ( средний англ.темп 250с\м).
источник аудирования: живой партнер в беседе, звучащая речь с аудиокассеты, докладчик, тембр и сила голоса, индивидуальные характеристики речи, отклонение от нормативного произношения, пол, возраст (детский или взрослый возраст).
длительность, громкость и чистота звучания текста: в реальном общении их нельзя отрегулировать, поэтому слушающий быстро устает, его внимание рассеивается, то что ведет к потере интереса и убивает мотивацию дальнейшей работы с аудиотекстом.
Восприятие языковой формы:
содержащийся в аудиотексте незнакомый материал (лексика, грамматика) или знакомый, но сложный
наличие в информации омонимов (одинаково звучащих слов, но разных по значению),
интернационализмы (имеющие в иностранном зыке другое значение)
длина предложений
Т.связанные с содержанием аудиотекста:
понимание фактов (цифр, дат, имен собственных, географических названий и пр.)
понимание логики изложения из-за перегруженности информации.
понимание общей идеи
Т. связанные с формой предъявления аудиотекста зависят от:
от сложности текста (чем сложнее текст, тем больше опор требуется для снятия трудностей).
аудитивных умений учащихся (чем компетентнее и опытнее ученики, тем быстрее они способны отказаться от опоры в виде печатного текста и других иллюстраций, тем быстрее можно переходить к аудированию текстов без пауз).
учебных целей и задач (задача: подготовить учеников к реальной ситуации и сформировать аудитивную компетенцию, следует отказаться от печатной основы).
Т.восприятия определенного вида РД и типа высказывания. Легче воспринимаются монологические тексты (фабулярные), чем диалогические.
Т. связанные с овладением социолингвистической и социокультурной компетенцией. Отсутствие знаний норм пользования языком в соотв. с ситуацией, незнание правил, норм поведения, традиций, истории, культуры, могут затруднить интерпретацию речевого поведения партнера, понимание воспринимаемой на слух информации.


Категория: Английский язык | Добавил: YeeeGORka (16/04/12)
Просмотров: 2290 | Теги: шпаргалки, аудирование, Английский язык, топики, обучение | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]