Главная » Статьи » Английский язык |
Обучение аудированию
Черты аудирования: реализует устное непосредственное общение по своей роли в процессе общения аудирование является реактивным видом РД. по форме течения процесса – внутренне не выражено в отличии от говорения и письма. Основой внутреннего механизма аудирования явл: восприятие на слух внимание распознавание и сопоставление языковых средств группирование, обобщение позволяет иногда прогнозировать смысловое содержание умозаключение (адекватная реакция на нужную мысль) Продуктом аудирования явл. умозаключение, а результатом понимание воспринятого смыслового содержания и собственное речевое поведение(можно вербально отреагировать на умозаключение, а можно принять к сведению полученную инф. (невербальная реакция). Аудирование базируется на природных способностях человека. Базовый уровень овладения ауд.: Ауд. – восприятие на слух текстов разной сложности. Достижение базового уровня предусматривает формирование элементарного уровня коммуникативных компонентов РД, основанных на формировании умений: понимание разговорной речи в системе каждодневного общения связанного с удовлетворением самых простых потребностей. умение определить тему и цель беседы, ее основное содержание, в случае когда возникнут осложнения обратиться к партнеру с просьбой ( повтора, уточнения, разъяснения) умение полно и точно понимать высказывания преподавателей и одноклассников, которые относятся к учебно-трудовой и социально – бытовой сфере. умение воспринимать сообщения и понимать основное содержание видеотекстов (о чем? Что более важно) Психофизические механизмы ауд.: Ауд. – процесс восприятия звучащей речи, с точки зрения психофизиологии ауд–е трактуется перцептивной (т.к. совершается восприятие речи) умственной (т.к. связано с умственными операциями) деятельностью. Ауд. может выступать как самостоятельный вид РД. (ПР.: длительное восприятие и распознавание докладов, лекций). Ауд. базируется на природных способностях человека: - понимать инф. - накапливать инф при чтении и письме Основные механизмы ауд.: мех-м внутреннего проговаривания (Звуковые образцы превращаются в артикуляционные, происходит внутренняя имитация аудиофрагмента. Если мы правильно имитируем, то и правильно воспринимаем.) оперативной и долговременной памяти идентификации (сличения) (слушающий определяет, какой из лексико-семантических вариантов звучащего слова актуализирован в речи говорящего). антиципации (вероятного прогнозирования) (можно по началу слова или фразы предугадать их конец) осмысления (Производит компрессию фраз и отдельных фрагментов контекста за счет опущения подробностей и, оставляя в памяти только главное). Обучение ауд. с учетом функционирования его психофизических механизмов и структуры как вида РД дает положительные результаты: слуховой канал становится надежным каналом связи, обеспечивая высокое качество приема инф. Хорошо развитие аудитивных умений учащихся является 1 из основных условий успешного овладения ин.яз. Говорение – форма устного общения с помощью, которой происходит обмен инф. осуществляется средствами языка, устанавливает контакт и взаимопонимание, оказывает воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Одной из основных задач современного обучения говорению является формирование вторичной языковой личности, способной успешно осуществлять социальное воздействие с носителями иной культуры. ______ этапы обучения аудир/ х-ка ауд на разных ступенях/ понятие»речевая единица» включает в себя формирование навыков и умений аудированию, а так же совершенствование механизмов рецептивного плана, кот. обслуживают этот вид деятельности. Обучение аудированию должно выработать способность проникать в смысл речи от низших до высших уровней понимания. При этом работа над механизмом рецептивного плана предполагает: расширение объема операционной памяти, формирование речевого слуха, уменьшение времени внутреннего проговаривания. 3 основных этапа: Фразовый. Прцесс обучения на уровне фразы предусматривает действие, направленное: 1. на понимание сообщения данного уровня, построенного на знакомом материале. Реакция на услышанное – невербальная(действия, символы) 2. понимание сообщения с незнакомым языковым материалом. Реакция- вербальная, происходит с использованием усвоенных образцов речи. Надфразовый 1. понимание монологического сообщения данного уровня, построенного на знакомом языковом материале. Реакция- краткая, вербальная. 2. понимание микродиалога с определением характера взаимодействия партнеров путем соотнесения воспринятого диалога к одному из известных ученикам коммуникативным типам диалога: обмен мыслими, волеизъявление, ритуальный Уровень целого текста 1. понимание связанной монологической речи, которая построена на целиком знакомом материале. Расчленение текста на смысловые части и выделение информационных точек 2. понимание текста с незнакомым языковым материалом. 3. понимание текста, который построен на знакомом материале. Предусматривает предчувствие содержания по заголовку 4. понимание диалога, построенного на знакомом материале 5. понимание текста, в котором содержатся незнакомые элементы. Догадка на основе созвучия с родным языком. Проверка пониматия текста с помощью теста множественного выбора. 6. понимание текста, построенного на преимущественно незнакомом материале, но с выделение специальных опор. ___ Аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Несмотря на значительное количество исследований, посвящен¬ных обучению аудированию, и на наличие в средней школе учеб¬ных комплексов, в состав которых входят фонозаписи, диа- и ки¬нофильмы, а также другие технические средства, данная форма устного общения остается пока еще недостаточно развитой, что объясняется двумя причинами. 1. аудирование до сих пор рассматривается как побочный продукт говорения, соответствен¬но на уроках используется эпизодически и в ситуациях, весьма да¬леких от аутентичных 2. слабая осведомленность учителей в психоло¬гических и лингвистических сложностях аудирования, уровнях вос-приятия и способах их определения. Различают контактное и дистантное аудирование. При кон¬тактном слушании оно действительно является составной частью устного интерактивного общения, при дистантном, опосредован¬ном слушании (например, радио, телевидение, фонозапись и др.) эта форма коммуникации представляет собой самостоятельную, об-ладающую своими особенностями форму речевого общения. Механизм аудирования: Принимая информацию фонологического (нижнего) уровня, он дол¬жен перекодировать ее в единицы концептуального (высокого) уров¬ня, используя различные опоры восприятия, в том числе подска¬зывающую функцию ситуаций. Этот процесс строго личностный и сложный, поскольку он зависит от многих факторов, в том числе от развитости у школьника речевого слуха и памяти, от умения пользоваться вероятностным прогнозированием, от наличия у него вни¬мания и интереса. Речевой слух (интонационный и фонематический) отно-сится к одному из основных условий успешного обучения ино¬странному языку. Интонационный слух- способ¬ность воспринимать интонационную структуру фразы и правиль¬но соотносить ее с интонационным вариантом. фонемати¬ческий слух- понимается умение различать звуки речи и иденти¬фицировать их с соответствующими фонемами. Фонематический слух, так же как и интонация, необходим не только для формиро¬вания адекватных акустико-артикуляционных образов, но и для использования имеющихся в памяти эталонов при распознавании новых сообщений. При восприятии речи на родном языке избирательность связей осуществляется достаточно легко. Что касается иноязычной речи, то слушающий должен оперировать не только продуктивным сло¬варем (объем которого у учащихся общеобразовательной средней школы очень невелик), но и рецептивным, приобретенным в ос¬новном в процессе чтения. Запечатленный в памяти зрительный образ слова не всегда легко, как показывает опыт преподавания, ассоциируется со слуховым. Аудирование речевых сообщений связано с деятельностью па¬мяти (кратковременной и долговременной). Кратковременная па¬мять обеспечивает, как известно, удержание поступающей инфор¬мации на всех фазах процесса восприятия, вплоть до ее обработки и поступления части информации в долговременную память. По¬следняя призвана хранить слухоартикуляционные образы слов, сло¬восочетаний и синтаксических конструкций, правил и схем их со¬единения. Благодаря этому происходит понимание фразовой струк¬туры и коммуникативного типа предложения. Успешность аудирования у школьников зависит, в частности, от потребности узнать что-либо новое, связать с выбором будущей профессии, от наличия интереса к теме сообщения, от осознания объективной потребности учить¬ся, удерживать определенные позиции (хорошего или отличного ученика) в классе и т.д., т.е. от так называемых субъективных фак¬торов, способствующих возникновению установки на познаватель¬ную деятельность. ___ Трудности аудирования: субъективные, языковые, обусловленные условиями восприятия. Способы преодоления трудностей: использование опор, ориентиров. Аудирование очень сложный вид РД, поскольку процессы аудирования в реальном общении необратимы и практически не поддаются анализу и фиксации. То, что уже сказано безвозвратно улетает, и новая информация уже сменяет старую, не хватает времени на обдумывание поступающей информации, в связи с чем часто не достигается понимание и процесс общения может быть сведен на нет. Группы трудностей: Т. связанные с условием восприятия: однократность и кратковременность предъявления информации, что требует от слушателя быстрой реакции при восприятии звучащего текста. темп, задаваемый говорящим ( средний англ.темп 250с\м). источник аудирования: живой партнер в беседе, звучащая речь с аудиокассеты, докладчик, тембр и сила голоса, индивидуальные характеристики речи, отклонение от нормативного произношения, пол, возраст (детский или взрослый возраст). длительность, громкость и чистота звучания текста: в реальном общении их нельзя отрегулировать, поэтому слушающий быстро устает, его внимание рассеивается, то что ведет к потере интереса и убивает мотивацию дальнейшей работы с аудиотекстом. Восприятие языковой формы: содержащийся в аудиотексте незнакомый материал (лексика, грамматика) или знакомый, но сложный наличие в информации омонимов (одинаково звучащих слов, но разных по значению), интернационализмы (имеющие в иностранном зыке другое значение) длина предложений Т.связанные с содержанием аудиотекста: понимание фактов (цифр, дат, имен собственных, географических названий и пр.) понимание логики изложения из-за перегруженности информации. понимание общей идеи Т. связанные с формой предъявления аудиотекста зависят от: от сложности текста (чем сложнее текст, тем больше опор требуется для снятия трудностей). аудитивных умений учащихся (чем компетентнее и опытнее ученики, тем быстрее они способны отказаться от опоры в виде печатного текста и других иллюстраций, тем быстрее можно переходить к аудированию текстов без пауз). учебных целей и задач (задача: подготовить учеников к реальной ситуации и сформировать аудитивную компетенцию, следует отказаться от печатной основы). Т.восприятия определенного вида РД и типа высказывания. Легче воспринимаются монологические тексты (фабулярные), чем диалогические. Т. связанные с овладением социолингвистической и социокультурной компетенцией. Отсутствие знаний норм пользования языком в соотв. с ситуацией, незнание правил, норм поведения, традиций, истории, культуры, могут затруднить интерпретацию речевого поведения партнера, понимание воспринимаемой на слух информации. | |
Просмотров: 2290 | | |
Всего комментариев: 0 | |