Главная » Статьи » Английский язык |
Обучение грамматическим средствам языка
Под грамматическим уровнем языка понимаются синтаксиче¬ские закономерности организации текстов из слов, синтагм и пред¬ложений, а также правила слово- и формообразования. Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного общения. Базовый минимум грамматических средств изучается в школе концентрически. Ряд явлений и конструкций может на младшем и среднем этапах усваиваться как рецептивные, а на старшем и про¬фильно ориентированном — как продуктивные. Особое внимание уделяется изучения специально подобранных активных и пассивных грамм. минимумов. В активный грамматический минимум включаются те явления, которые являются совершенно необходимыми для продуктивных видов речевой деятельности. Основными общепринятыми принципами отбора в активный грамматический минимум, считаются:1) принцип распространенности в устной речи,2) принцип образцовости, 3) принцип исключения синонимических явлений. В активный минимум включаются лишь те грамматические явления, которые являются употребительными в устной речи распространяются на значительный круг лексики. Такая форма, как Past Perfect обладает незначительной распространенность в устной речи, однако довольно употребительна в книжно-письменной. Поэтому эти явления не обязательно включаются в активный, но входят в пассивный минимум. Согласно третьему принципу в активный минимум включается лишь одно явление из всего синонимического ряда - нейтральное в стилистическом отношении. Этот принципа является уточнением первых двух и состоит в ограничении, грамматических средств, усваиваемых активно. Например, из всех грамматических синонимов для выражений долженствования отбираются в активный минимум только модальные глаголы, а другие средства выражающие модальность относятся к пассивному минимуму: must - к активному, have to + Infinitive - к пассивному. Методы, приемы, способы развития грамм навыов/ осн виды упр для формирования рецептивных и репродуктивных навыков и умений За курс обучения в школе учащиеся должны овладеть: а) продуктивными навыками грамматического оформления по¬рождаемого текста при говорении и письме: • образовывать грамматические формы и конструкции; • выбирать и употреблять грамматические конструкции в зави¬симости от ситуации общения; • уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения; • владеть способами интерпретации значений и перевода основ¬ных грамматических категорий на родной язык; • формулировать грамматическое правило с опорой на схему или таблицу; • различать грамматическое оформление устных и письменных текстов; б) рецептивными грамматическими навыками (аудирование, чте¬ние): • узнавать/вычленять из речевого потока грамматические кон¬струкции и соотносить их с определенным смысловым значением; • дифференцировать и идентифицировать грамматические яв¬ления (по формальным признакам и строевым словам); • соотносить значение грамматических форм/конструкций со смыслом контекста; • различать сходные по форме грамматические явления; • прогнозировать грамматические формы слова/конструкции; • устанавливать группы членов предложения (подлежащего, ска-, зуемого, обстоятельства); • определять структуру простого предложения (по строевым эле¬ментам, порядку слов и др.); • определять структуру сложного предложения, границу прида¬точных предложений и оборотов (инфинитивных, причастных, ге¬рундиальных, определительных, обстоятельственных и т.д.); • устанавливать логические, временные, причинно-следствен¬ные, сочинительные и подчинительные отношения и связи между элементами предложений; • устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка. Грамматические навыки являются компонентами разных видов речевой деятельности и отличаются друг от друга настолько, насколько различны между собой сами эти виды речевой коммуникации. Грамматические навыки говорения обеспечивают правильное и автоматизированное, коммуникативно - мотивированное использование грамматических явлений в устной речи. Речевые морфологические навыки обеспечивают правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи. . Синтаксические речевые навыки обеспечивают правильное и автоматизированное расположение слов во всех типах предложений. Рецептивно-активные грамматические навыки обеспечивают автоматизированное соотнесение слухо-речемоторных (при аудировании) и зрительно- графических (при чтении) образов с их значениями. Пассивно-рецептивные навыки обеспечивают узнавание и понимание грамматических явлений в тексте и способность к аналитическому декодированию грамматической информации текста. Упражнения — важный этап в работе над грамматикой. Он свя¬зан с накоплением языковых средств и практикой их использова¬ния в разных формах общения. Разрабатывая упражнения для формирования грамматических навыков, следует соблюдать ряд условий, влияющих на успешность изучения грамматических явлений: упражнения должны быть одноцелевыми, т.е. содержать одно новое грамматическое явление и проводиться на знакомом лекси¬ческом материале; содержать наглядные, максимально простые образцы, показы-вающие учащимся, что и как нужно делать при выполнении зада¬ния; первичное закрепление: 1 Упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления: • определите на слух в диалогическом единстве предложение с новым грамматическим явлением, воспроизведите его (зафиксируй¬те его письменно); • заполните таблицу/схему, опираясь на формальные признаки грамматической структуры и обобщающее правило; • подберите грамматический материал из текста для иллюстра¬ции правила-инструкции; • подберите к началу предложения, данного слева, окончание, расположенное среди образцов справа; 2. Упражнения в субституции (грамматические явления не под¬лежат замене, видоизменяется лексическое наполнение): • образуйте предложения, He/ she/ it/ I/ we/ have/has eaten/ been/ bought…… 3. Упражнения в трансформации (преобразования касаются грам-матики): • преобразуйте действительный залог в страдательный, допол¬ните ваш пример пояснениями. • преобразуйте два простых предложения в сложное, используй¬те указанные союзы; • преобразуйте повествовательные предложения из мини-текста в вопросительные, следите за порядком слов; Упражнения для развития на¬выков и умений использования грамматики в устном и письмен¬ном общении: 1. Репродуктивные упражнения: • дополните/сократите/видоизмените диалог, содержащий за¬крепляемые грамматические явления; • заполните пропуски глаголами в Passiv, перескажите текст; • поставьте к тексту «Моя семья» («Моя школа», «Мое хобби» и др.) вопросы, перескажите текст с помощью данных вопросов 2. Переводные упражнения: • переведите с иностранного языка на русский предложения/ мини-тексты, содержащие закрепляемые языковые явления; • переведите с русского языка на иностранный предложения/ мини-тексты, содержащие изученные грамматические явления; • выполните обратный перевод (на левой стороне страницы дан образец на иностранном языке, на правой — адекватный перевод на родном языке. Работая в парах, учащиеся сравнивают два тек¬ ста, затем закрывают иноязычный текст листом бумаги и выполня¬ ют обратный перевод ). 3. Речевые упражнения для обучения неподготовленного использования грамматической структуры: • описание картины или карикатур, используя причастия; • составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное; • обоснование собственного суждения или отношения к фактам; • определение и обоснование квинтэссенции высказывания; • характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.); | |
Просмотров: 2934 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||