Главная » Статьи » Английский язык

Обучение грамматическим средствам языка
Обучение грамм мат акт грамм мин : понятие, цели, содержание, единицы
Под грамматическим уровнем языка понимаются синтаксиче¬ские закономерности организации текстов из слов, синтагм и пред¬ложений, а также правила слово- и формообразования.
Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного общения.
Базовый минимум грамматических средств изучается в школе концентрически. Ряд явлений и конструкций может на младшем и среднем этапах усваиваться как рецептивные, а на старшем и про¬фильно ориентированном — как продуктивные.
Особое внимание уделяется изучения специально подобранных активных и пассивных грамм. минимумов.
В активный грамматический минимум включаются те явления, которые являются совершенно необходимыми для продуктивных видов речевой деятельности. Основными общепринятыми принципами отбора в активный грамматический минимум, считаются:1) принцип распространенности в устной речи,2) принцип образцовости, 3) принцип исключения синонимических явлений. В активный минимум включаются лишь те грамматические явления, которые являются употребительными в устной речи распространяются на значительный круг лексики.
Такая форма, как Past Perfect обладает незначительной распространенность в устной речи, однако довольно употребительна в книжно-письменной. Поэтому эти явления не обязательно включаются в активный, но входят в пассивный минимум. Согласно третьему принципу в активный минимум включается лишь одно явление из всего синонимического ряда - нейтральное в стилистическом отношении. Этот принципа является уточнением первых двух и состоит в ограничении, грамматических средств, усваиваемых активно. Например, из всех грамматических синонимов для выражений долженствования отбираются в активный минимум только модальные глаголы, а другие средства выражающие модальность относятся к пассивному минимуму: must - к активному, have to + Infinitive - к пассивному.

Методы, приемы, способы развития грамм навыов/ осн виды упр для формирования рецептивных и репродуктивных навыков и умений
За курс обучения в школе учащиеся должны овладеть:
а) продуктивными навыками грамматического оформления по¬рождаемого текста при говорении и письме:
• образовывать грамматические формы и конструкции;
• выбирать и употреблять грамматические конструкции в зави¬симости от ситуации общения;
• уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения;
• владеть способами интерпретации значений и перевода основ¬ных грамматических категорий на родной язык;
• формулировать грамматическое правило с опорой на схему или таблицу;
• различать грамматическое оформление устных и письменных текстов;
б) рецептивными грамматическими навыками (аудирование, чте¬ние):
• узнавать/вычленять из речевого потока грамматические кон¬струкции и соотносить их с определенным смысловым значением;
• дифференцировать и идентифицировать грамматические яв¬ления (по формальным признакам и строевым словам);
• соотносить значение грамматических форм/конструкций со смыслом контекста;
• различать сходные по форме грамматические явления;
• прогнозировать грамматические формы слова/конструкции;
• устанавливать группы членов предложения (подлежащего, ска-, зуемого, обстоятельства);
• определять структуру простого предложения (по строевым эле¬ментам, порядку слов и др.);
• определять структуру сложного предложения, границу прида¬точных предложений и оборотов (инфинитивных, причастных, ге¬рундиальных, определительных, обстоятельственных и т.д.);
• устанавливать логические, временные, причинно-следствен¬ные, сочинительные и подчинительные отношения и связи между элементами предложений;
• устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка.
Грамматические навыки являются компонентами разных видов речевой деятельности и отличаются друг от друга настолько, насколько различны между собой сами эти виды речевой коммуникации.
Грамматические навыки говорения обеспечивают правильное и автоматизированное, коммуникативно - мотивированное использование грамматических явлений в устной речи. Речевые морфологические навыки обеспечивают правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи. . Синтаксические речевые навыки обеспечивают правильное и автоматизированное расположение слов во всех типах предложений.
Рецептивно-активные грамматические навыки обеспечивают автоматизированное соотнесение слухо-речемоторных (при аудировании) и зрительно- графических (при чтении) образов с их значениями.
Пассивно-рецептивные навыки обеспечивают узнавание и понимание грамматических явлений в тексте и способность к аналитическому декодированию грамматической информации текста.
Упражнения — важный этап в работе над грамматикой. Он свя¬зан с накоплением языковых средств и практикой их использова¬ния в разных формах общения.
Разрабатывая упражнения для формирования грамматических навыков, следует соблюдать ряд условий, влияющих на успешность изучения грамматических явлений:
упражнения должны быть одноцелевыми, т.е. содержать одно новое грамматическое явление и проводиться на знакомом лекси¬ческом материале;
содержать наглядные, максимально простые образцы, показы-вающие учащимся, что и как нужно делать при выполнении зада¬ния;
первичное закрепление:
1 Упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления:
• определите на слух в диалогическом единстве предложение с новым грамматическим явлением, воспроизведите его (зафиксируй¬те его письменно);
• заполните таблицу/схему, опираясь на формальные признаки грамматической структуры и обобщающее правило;
• подберите грамматический материал из текста для иллюстра¬ции правила-инструкции;
• подберите к началу предложения, данного слева, окончание, расположенное среди образцов справа;
2. Упражнения в субституции (грамматические явления не под¬лежат замене, видоизменяется лексическое наполнение):
• образуйте предложения,
He/ she/ it/ I/ we/ have/has eaten/ been/ bought……
3. Упражнения в трансформации (преобразования касаются грам-матики):
• преобразуйте действительный залог в страдательный, допол¬ните ваш пример пояснениями.
• преобразуйте два простых предложения в сложное, используй¬те указанные союзы;
• преобразуйте повествовательные предложения из мини-текста в вопросительные, следите за порядком слов;
Упражнения для развития на¬выков и умений использования грамматики в устном и письмен¬ном общении:
1. Репродуктивные упражнения:
• дополните/сократите/видоизмените диалог, содержащий за¬крепляемые грамматические явления;
• заполните пропуски глаголами в Passiv, перескажите текст;
• поставьте к тексту «Моя семья» («Моя школа», «Мое хобби» и др.) вопросы, перескажите текст с помощью данных вопросов
2. Переводные упражнения:
• переведите с иностранного языка на русский предложения/ мини-тексты, содержащие закрепляемые языковые явления;
• переведите с русского языка на иностранный предложения/ мини-тексты, содержащие изученные грамматические явления;
• выполните обратный перевод (на левой стороне страницы дан образец на иностранном языке, на правой — адекватный перевод на родном языке. Работая в парах, учащиеся сравнивают два тек¬
ста, затем закрывают иноязычный текст листом бумаги и выполня¬
ют обратный перевод ).
3. Речевые упражнения для обучения неподготовленного использования грамматической структуры:
• описание картины или карикатур, используя причастия;
• составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;
• обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
• определение и обоснование квинтэссенции высказывания;
• характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);


Категория: Английский язык | Добавил: YeeeGORka (16/04/12)
Просмотров: 2934 | Комментарии: 1 | Теги: шпаргалки, грамматика, Английский язык, топики | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
1 Эндрю  
0
Спасибо автору за такие шпоры, очень помогло при подготовке к Госам)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]