Главная » Статьи » Английский язык |
Принципы обучения иностранным языкам
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ. В основе обучения любому предмету лежат такие основополагающие принципы, как: -воспитывающего обучения; -сознательности; -активности; -наглядности; -доступности и посильности; -прочности; -индивидуализации. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ. Помимо общедидактических принципов, в методике обучения ИЯ можно выделить несколько принципов, актуальных только для данной дисциплины. Разные методисты по-разному подходят к определению этих принципов, они могут по-разному формулироваться, но в своей основе они составляют неразрывную троицу: принципы коммуникативной направленности, принцип дифференциации и интеграции, принцип учета родного языка. ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ Объяснить суть предполагаемой в данном случаи интеграции можно в одном пр едложении:какому бы аспекту языка или виду речевой деятельности мы ни обучали, одновременно в большей или меньшей степени мы задействуем и формируем все остальные аспекты и виды речевой деятельности. ___ общение выполняет функции обучения, познания, развития и воспитания. Благодаря этому, создаются условия обучения, адекватные реальным, что обеспечивает успешное овладение умениями и их использование в условиях реального общения. Наиболее оптимальным образом все вышеназванные параметры реализуются в пяти следующих принципах обучения по методу активизации возможностей личности и коллектива. 1. Принцип личностно-ориентированного общения является ведущим в методе активизации. Он основан на влиянии общения, его характера, стиля на реализацию воспитательных и образовательных целей. В общении каждый является как воздействующим, так и подвергающимся воздействию. Особенно значимое место занимает здесь познание людьми друг друга, что является необходимым условием общения людей. Общение представляет собой стержневую характеристику коллективной деятельности и деятельности личности в коллективе. Оно неотделимо и от процесса познания, усвоения лексики. Личностно-ролевое общение на английском языке в условиях интенсивного обучения — это не фрагмент учебного процесса или методический этап поурочного плана, а основа построения учебно-познавательного процесса, обучения лексике. 2. Принцип коллективного взаимодействия является не менее значимым в методе активизации, наиболее известном среди интенсивных методов. Именно этот принцип связывает цели обучения лексике и воспитания, характеризует средства, способы и условия учебного процесса. Для учебного процесса, в основу которого положен этот принцип, характерно то, что учащиеся активно общаются с другими, расширяют свои лексические знания, совершенствуют свои умения и навыки, между ними складывается оптимальное взаимодействие и формируются коллективные взаимоотношения, которые служат условием и средством повышения эффективности учения, успех каждого из обучаемых зависит во многом от остальных. Такая система отношений, складывающихся в учебном коллективе, раскрывающих и актуализирующих в личности лучшие стороны, весьма способствует обучению и совершенствованию личности. Это происходит благодаря возникающему положительному психологическому климату и в значительной мере влияет на конечный результат. Групповое обучение способствует возникновению у личности дополнительных социально-психологических стимулов к усвоению лексики. Кроме того, активизация общения между участниками учебного процесса способствует ускорению обмена информацией, передаче и усвоению лексических знаний, ускоренному формированию навыков и умений. Из всего вышесказанного можно заключить, что основным средством овладения лексикой становится общение с партнерами по группе. 3. Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса тесно связан с двумя предыдущими. Роли и маски в группе в большой степени способствуют управлению общением на уроке. Учебное общение в интенсивном обучении предполагает наличие постоянно активных субъектов общения (все учащиеся), которые не ограничиваются просто восприятием сообщения и реакцией на него, а стремятся выразить свое отношение к нему, то есть "я - маска" всегда проявляет личностную характеристику. Ролевая игра - это одно из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся, усвоению ими лексики. 4. Принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса является не только качественной, но и количественной характеристикой интенсивного метода. Концентрированность проявляется в различных аспектах: концентрированность учебных часов, концентрированность учебного материала. Все это вызывает высокую насыщенность и плотность общения, разнообразие форм работы. Это побуждает преподавателей работать в постоянном поиске новых форм подачи лексического материала. 5. Принцип полифункциональности упражнений отражает специфику системы упражнений в обучении по методу активизации. Языковые навыки, которые сформировались в неречевых условиях, непрочны. Поэтому наиболее продуктивно работающим считают подход к обучению иностранному языку, который предполагает одновременное и параллельное овладение лексическим языковым материалом и речевой деятельностью. Полифункциональность упражнений позволяет реализовать этот подход. В обучении по методу активизации тренировка употребления лексических выражений личностного отношения осуществляется серией упражнений, где в меняющихся ситуациях реализуется одно и то же коммуникативное намерение. При этом для учащихся любое упражнение монофункционально, для преподавателя - всегда полифункционально. В этом методе полифункциональность строго обязательна. Все пять рассмотренных принципов интенсивного обучения иностранным языкам обеспечивают четкую взаимосвязь учебного предмета и учебной деятельности и тем самым способствуют эффективной реализации целей обучения лексике. При этом учебный процесс построен на основе двуплановости так, что обучаемые общаются, решая жизненные ситуации, а преподаватель тренирует становление грамматики, лексики, фонетики, навыков говорения, аудирования, чтения, письма. Практикой доказано, что для формирования прочного навыка недостаточно "провести” ту или иную лексическую тему через упражнения всех уровней. Только при регулярном возвращении данной темы вновь, как фона для целенаправленной отработки какой-либо лексики, можно быть уверенным в прочности и гибкости навыка употребления ранее усвоенной лексики. Так решается проблема повторения лексики на каждом занятии по МА. В плане усвоения лексики доказали свою эффективность лексические зарядки, пропевание лексических выражений на известные музыкальные мотивы, лексические игры (например, использование правил словообразования как правил в игротеках), а также специально подобранные серии лексических тестов из экзаменационных материалов на международный сертификат (Reading, Use of English). Таким образом, принципы МА могут использоваться для достижения ряда целей: 1)устное иноязычное общение; 2)стандарты обучения по существующим универсальным учебным программам (в неязыковых вузах, школах, на курсах); 3)экзамены на сертификат международного образца KET, PET, BCE. FCE, CAE, IELTS, TOEFL, PCE. | |
Просмотров: 7391 | | |
Всего комментариев: 0 | |