Главная » Статьи » Английский язык |
Методика, как учебная дисциплина
Термин методика означает отрасль педагогической науки, исследующую закономерности обучения определенному учебному предмету. В современной теории и практике обучения языку употребляется в трех значениях: методика как учебная, научная и практическая дисциплина. В методике как учебной дисциплине принято выделять три типа методик, раскрывающих содержание этой дисциплины: общие, частные, специальные. Общие методики. Посвящены описанию закономерностей и особенностей обучения иностранному языку вне зависимости от конкретных условий его преподавания, связанных с этапом и профилем обучения, а также особенностей родного языка учащихся. Так, принципы отбора учебного материала, способы его подачи, система упражнений, приемы работы с техническими средствами, средства контроля в различных условиях обучения в целом будут одинаковыми и могут применяться для работы с разными контингентами учащихся. Такие методики и призваны характеризовать то общее, что типично для организации и про¬ведения занятий по иностранному языку. Частные методики. Освещают проблемы преподавания иностранного языка в конкретных условиях его изучения и с учетом особенностей родного языка учащихся. Знание общих законо¬мерностей обучения языку часто оказывается недостаточным, когда преподаватель сталкивается со специфическими условиями его преподавания, зависящими от этапа и профиля обучения, учет которых на занятиях повышает эффективность учебного процесса. Такие особенности обучения и овладения языком в конкретных условиях и являются объектами частных методик. Специальные методики. Работы этого вида характеризуют особенности преподавания какой-либо стороны изучаемого язы¬ка (его отдельных аспектов или видов речевой деятельности, ис¬пользования технических средств, организации контроля на за¬нятиях, внеаудиторной работы по языку и др.). Методика есть научная дисциплина, которая относится к пе¬дагогическим наукам и является по отношению к педагогике частной дидактикой - теорией обучения конкретному учебному предмету. Применительно к дисциплине «Иностранный язык» методика - это наука о закономерностях и правилах обучения языку, способах овладения и владения языком, воспитания сред¬ствами изучаемого языка. Более развернутое определение методики как научной дисци¬плины выглядит следующим образом: это наука, изучающая це¬ли, содержание, средства, методы, организационные формы обучения иностранному языку, знакомящая с культурой страны изучаемого языка, а также изучающая способы учения, воспи¬тания и овладения языком в процессе его изучения. Как в первом, так и во втором, более развернутом, определе¬нии мы имеем дело с тремя основополагающими понятиями, со-ставляющими суть содержания термина методика: обучение (learning), овладение (acquisition), владение (skill) языком. Обучение - это совместная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание. Овладение иностранным языком может происходить как в ре¬зультате его изучения, т.е. управляемого усвоения иноязычного содержания, так и практически - в результате непосредственного контакта с носителями языка. Во втором случае овладение язы¬ком носит неуправляемый характер, а уровень владения языком при этом не всегда соответствует его нормам. В процессе овладения языком учащиеся пользуются раз-личными стратегиями усвоения, т.е. присущими им индиви¬дуальными различиями в способах получения, переработки и применения усвоенной информации. В современной методике стратегии усвоения разрабатываются с позиции когнитивной теории обучения языку и подразделяются на стратегии, обес¬печивающие овладение языком (связаны с ходом учебного процесса), и стратегии, обеспечивающие владение языком. В методике обучения неродному языку наряду с термином методика широко используется также термин лингводидактика, введенный в научный обиход академиком Н.М. Шанским в 1969 г. для описания языка в учебных целях. Такое описание, считавшееся лингводидактическим, включало исследование сходства и различия языков, определение содержания и структу¬ры изучаемого языка, составление языковых минимумов в целях обучения и ряд других проблем. Однако среди ученых нет едино¬го мнения о содержании и назначении этого термина. Одни при¬держиваются расширительного толкования этого понятия - как обозначающего совокупность теоретических и практических во¬просов преподавания языка и фактически заменяющего термин методика (Н.М. Шанский, Р.К. Миньяр-Белоручев); другие (их большинство) понятия методика и лингводидактика рассматри¬вают как синонимичные понятия; третьи стремятся разграничить эти два термина и утверждают их право на самостоятельное су¬ществование (Н.Д. Гальскова). В таком случае лингводидактика трактуется как общая теория обучения языку, разрабатывающая методологические основы его преподавания, в то время как методика характеризует процесс обучения языку в конкретных условиях его преподавания (частная методика) либо раскрывает закономерности обучения языку (группе языков) вне конкретных условий его изучения (общая методика). Объектом методики обучения языку являются: обоснование научного статуса методики как самостоятельной научной дисци¬плины, ее задач, объекта, предмета, структуры; характеристика ее взаимодействия с дидактикой, лингводидактикой и базисными для методики науками; описание приемов, методов, средств, ор-ганизационных форм обучения языку в зависимости от особен¬ностей изучаемого языка; история становления отечественной и зарубежной методики преподавания; структура и содержание урока иностранного языка; требования к профессии учителя. Таким образом, не существует методики обучения языку без указания того, какому языку мы обучаем, изучается ли он как родной или как иностранный, кого мы обучаем (детей или взрос¬лых, филологов или нефилологов), в каких условиях и на каком этапе проходит обучение. У методики есть свой предмет обучения. Это иностранный язык являющийся одновременно и целью, и средством обучения. Будучи целью обучения, овладение языком позволяет учащимся познакомиться с его системой и способами пользования этой системой в практической и научно-исследовательской деятель¬ности. Будучи средством обучения, язык дает возможность из¬влекать информацию из иноязычных текстов и создавать свои тексты в зависимости от возникающих потребностей. У методики есть свой понятийный аппарат, т.е. система терминов, отражающих содержание данной отрасли знаний. Как и в любой науке, в методике ее основные категории в виде системы терминов служат базой и в то же время показателем самостоятельности и уровня развития науки. У методики есть свой объект исследования. Это процесс обучения языку, суть которого сводится к передаче преподавате¬лем учащимся знаний о языке и формированию навыков и уме¬ний пользоваться языком в процессе общения. У методики есть свой предмет исследования - это совокуп¬ность знаний, накопленных за время существования методики как науки, об ее объекте в виде различных теорий обучения, ме¬тодических рекомендаций о процессе, методах и средствах обу¬чения и способах повышения их эффективности. Предмет иссле¬дования в методике реализуется в форме публикации как самих методик, так и методических рекомендаций по преподаванию К компонентам процесса обучения можно отнести: - обучающую деятельность преподавателя - учебную деятельность учеников -организация обучения | |
Просмотров: 4183 | | |
Всего комментариев: 0 | |