Главная » Статьи » Педагогическая практика

Классный час по теме «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм»

Классный час по теме

«Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм»

Цели: ознакомить подростков с мерами наказания за последствия некоторых видов шалости, злонамеренного поступка, вандализма.

Задачи:1)разграничить понятия «шалость», «злонамеренный поступок», «вандализм»;

2)дать представления о том, что такое злонамеренный поступок, вандализм;

3)показать, как неудачная шалость влияет на людей;

4)дать представление о мерах ответственности за таки проступки;

5)воспитывать позитивное отношение к окружающим людям.

Оборудование: на доске тема занятия, на столах чистые листы и ручки для малых групп, толковый словарь, правила работы в малых группах.

Ход занятия

I. Вводная часть: сообщение темы, целей и причин, побудивших проведение данного мероприятия.

Учитель: Ребята, тема нашего классного часа «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм». Выбор темы обусловлен тем, что недавно в нашем классе произошел случай, когда на перемене были разбиты очки вашей одноклассницы Алены. Что это: невинная шалость или поступок, который требует наказания? А когда, балуясь на перемене, вы бес спросу берете чужие пеналы, перебрасываетесь ими, иногда при этом выпадают ручки и карандаши. Как расценить эти действия?

Знаете ли вы, что ваши шалости не все могут быть безвинны. Порой они могут расцениваться как «злонамеренные поступки» или являться вандализмом? Если вы четко знаете разграничения этих понятий и поступаете, всегда подумав о последствиях, то данный классный час будет лишь проверкой ваших знаний. Если вам знакомы эти понятия, но вы не задумываетесь о последствиях некоторых ваших шалостей, то классный час поможет вам в этом. Если же у вас нет четкого представления об этих понятиях, то на данном мероприятии вы узнаете разницу в их градации, и ознакомитесь с мерами наказания за эти проступки.

II. Основная часть.

1.Беседа.

Учитель. Послушайте историю и дайте оценку ситуации.

Один из мальчиков пригласил к себе нескольких друзей поиграть в компьютерные игры. Как гостеприимный хозяин он решил угостить их чаем и сладостями. Пока он ходил на кухню, его друзья спрятались за дверью, желая подшутить над товарищем. Не подозревая о том, что затеяли его друзья, мальчик нес в комнату поднос с чаем и угощением. Когда он вошел в комнату, друзья за спиной дружно закричали. От неожиданности мальчик выронил поднос и ухватился за край стола, на котором стояла настольная лампа, она упала и разбилась. Как вы думаете, зачем ребята так поступили?

Дети. Хотели пошутить, повеселиться.

Учитель. Удалась ли им шутка? Почему?

Учащиеся. Нет. Пригласившему их мальчику теперь доста­нется от родителей за разбитую посуду и лампу.

Учитель. Да и, наверное, на полу был ковер, на который упало все, что нес на подносе мальчик. Можно ли назвать действия ребят шалостью?

Дети. Да. Они ведь сделали это из баловства, желания пошутить.

Учитель. Удалась ли шутка? Попробуйте сформулировать определение «Ша­лость-это..».

Ученики. Шалость - это розыгрыш над человеком, который ничего не подозре­вает.

Учитель. Шалость - это действие, цель которого пошутить над человеком или разыграть его. Запишем определение на доске.

Один ученик записывает определение на доске.

Учитель. Приведите свой пример шалости.

Дети. Спрятать ручку или тетрадь соседа по парте. Позво­нить однокласснику и сказать, что первого урока не будет.

Учитель. Можно ли назвать шалостью следующий поступок: сорвать у подъезда цветы, которые выращивает бабушка-пенсионерка?

Учащиеся. Нет. Это уже не шалость, здесь цель не пошутить, а наоборот расстроить человека.

Учитель. Тебя наказали родители и не разрешают общаться по телефону с друзьями. Ты решил отключить телефон, чтобы твоя сестра, которая была больна и пропустила школу вчера, не смогла узнать домашние задания и получила «2», чтобы ее тоже наказали. А ей объяснил, что телефон просто не работает.

Дети. Это тоже не шалость, шуткой или розыгрышем действия не назовешь.

Учитель. Можно ли назвать это действие злонамеренным поступком?

Ученики. Да. Он был совершен со злым умыслом.

Учитель. Сформулируйте определение «злонамеренный по­ступок».

Дети. Злонамеренный поступок - это умышленное причине­ние вреда людям или окружающей среде.

Учитель. Запишем это определение на доске.

Один ученик записывает.

Учитель. Приведите свои примеры злонамеренных поступков.

Учащиеся. Вытащить чертеж у Арапова, чтобы ему учитель поставил «2» за то, что не дал срисовать. Спрятать наушники от плеера у Семена за то, что вчера не дал диск послушать. Исправить расписание движения автобуса, чтобы все опоздали на контрольную работу.

Учитель. Шалости совершают из желания пошутить, разы­грать человека, а из-за чего совершают злонамеренные поступки?

Дети. Из желания навредить, из зависти, гнева, злорадства.

Учитель. Ребята, а можно ли за злонамеренный поступок привлечь человека к административной или уголовной ответствен­ности?

Учащиеся. Да. \ Нет.

Учитель. Рассмотрим еще одну ситуацию. Ученики возвращались на автобусе домой из школы. По дороге произошла небольшая поломка, и они вынуждены были пробыть в салоне автобуса дольше, чем обычно ехали домой. В это время кто-то болтал с другом, кто-то смотрел в окно, а двое мальчиков исписали нецензурными словами стенку автобуса и порезали спинку сидения. Как можно расценить действия этих двух ребят?

Дети. Скорее всего, как злонамеренный поступок.

Учитель. Можно ли их привлечь за это к ответственности?

Ученики. Да. \ Нет. \ Возможно.

Учитель. А как вы думаете, можно ли этот поступок назвать вандализмом? Знакомо ли вам понятие «вандализм»? Что оно оз­начает?

Дети. Вандализм - это злонамеренный поступок, за который предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Учитель. Вандализм - это осквернение памятников, зданий, других сооружений, порча имущества.

Учитель записывает определение на доске.

Учитель. Эти двое «героев» из автобуса совершили преступление, преду­смотренное статьей 214 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Вандализм». Ответственность за данное преступление насту­пает с 14-ти лет. Штраф составляет от 50 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда, то есть от пятидесяти до ста тысяч рублей. За порчу школьного имущества, за «невинные» надписи на партах также может взыскиваться штраф.

Вспомните, что делают фанаты, когда возвращаются с фут­больного матча. Как они себя ведут, если их команда проиграла?

Учащиеся. Громят автомобили, портят трибуны, ломают различные строения, делают непристойные надписи на стенах.

Учитель. Для чего они это делают?

Дети. Они так вымещают свой гнев, раздражение, агрессию.

Учитель. Как могут повлиять на окружающих выплески их эмоций?

Дети. Они могут побить или отобрать что-нибудь. Могут перевернуть машину или выбить стекла в ней.

Учитель. В Кодексе об административной ответственности есть не­сколько статей, в которых упомянуты некоторые злонамеренные поступки, за которые лица старше шестнадцати лет привлекаются к административной ответственности. Например, статья 23.2 гласит: «Повреждение или уничтожение указателей улиц (переулков, пло­щадей), номерных знаков домов наказывается штрафом в размере 3 минимальных размеров оплаты труда (300 рублей)». Статья 23.5 «Повреждение детских площадок, скамеек, урн, элементов благо­устройства (бордюров, ограждений, указателей, а также игровых приспособлений) влечет за собой наложение штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (от 500 до 1000 руб­лей)».

Учитель. Ребята, случалось ли вам быть жертвой шалости или злонамеренного поступка? Когда? Расскажите.

Дети приводят примеры из своей жизни.

Учитель. Какие чувства вы испытывали, став объектом не­удачной шутки?

Дети. Оскорбление, раздражение, обиду.

Учитель. Какие чувства вы испытывали, став объектом зло­намеренного поступка?

Ученики. Унижение, чувство беспомощности, гнев, агрес­сию против обидчика.

Учитель. Какие отношение после этого были между вами и вашим обидчиком?

Дети. Мы не общаемся. Я тоже старался при удобном случае обидеть его.

Учитель. Рассмотрим еще одну ситуацию. Вы уже не просто дети, а подростки и у вас есть симпатии к противоположному полу. Представьте себе ситуацию. На дискотеке вы приглашаете на танец девушку, которая вам нравиться, но она не просто не захотела с вами танцевать, но громко в ваш адрес бросила грубую шутку. Все рас­смеялись, кроме вас. Какие чувства вы испытали?

Дети. Унижение, обиду, оскорбление.

Учитель. Можно ли назвать поступок девочки удачной шут­кой? Почему?

Учащиеся. Нет. Удачная шутка - это когда все смеются, а когда человеку, который стал объектом шутки не смешно.

Учитель. Ребята, а может ли невинная шалость обернуться злонамеренным поступком?

Дети. Да/ нет/ все зависит от человека или степени шалости.

Учитель. Как вы помните недавно в нашем классе произошел случай. Максим, Саша и Сергей взяли с доски тряпку и играли «В пас». Максим бросил тряпку Сергею, Сергей хотел бросить ее Саше, но тряпка не долетела, упала на парту, задела очки, которые упали и повредились. Можно ли сказать, что в данном случае шалость обернулась злонамеренным поступком?

Дети. Нет/Да. Сергей не хотел разбивать очки, его целью было побаловаться с другим предметом. Он не предусмотрел последствий своих действий.

Учитель. Что же должен знать подросток, чтобы невинная шалость не стала злонамеренным поступком?

Учащиеся. Сначала думать, а потом делать.

Учитель. Итак, давайте подведем итог нашей беседы. Что мы должны помнить?

Дети:

-прежде думай, а потом делай;

-учись управлять своими эмоциями;

-представь, как твой поступок подействует на другого, какие чувства он будет испытывать, поставь себя на его место;

-делай то, за что не будешь испытывать чувство вины;

-помни, что за некоторые поступки тебе придется отвечать перед законом.

2. Работа в малых группах.

Учитель. Сейчас разобьемся на группы. Выберите лидера группы. Ознакомьтесь с правилами ра­боты в малых группах.

Дети читают на листочках, которые лежат на партах. Каждый имеет право высказать свое собственное мне­ние. Прежде чем что-то сказать, нужно подумать. Формулировать свои выражения просто и ясно. Уметь слушать и быть услышан­ным. Уважать мнение каждого члена группы. Не оскорблять, не унижать другого, даже если наши точки зрения не совпадают. Уметь дискутировать и делать общее заключение. Уметь обсудить заданную проблему за отведенное время.

Учитель. Задание такое: вам необходимо совместно про­думать и описать одну ситуацию, где ярко прослеживается злона­меренный поступок, одну ситуацию - шалость, и одну ситуацию - вандализм. Затем, вы будете зачитывать по порядку свои ситуации, а другие группы должны будут определить, что же это. Еще раз внимательно про себя прочтите записанные на доске определения «шалость», «злонамеренный поступок», «вандализм» и приступай­те к работе.

Дети работают в малых группах.

Учитель. Я вижу, все справились с заданием, тогда начнем проверку. Группа № 1 зачитывает свою ситуацию, а группы № 2 и № 3 определяют, что это: шалость, злонамеренный поступок или вандализм.

Лидер группы № 1 зачитывает ситуацию. Например, ученик в отместку учителю написал на парте нецензурные слова в его/ ее адрес.

Учитель. Как можно охарактеризовать данный поступок? Группы № 2 и № 3, можете посовещаться 30 секунд.

Дети. Это злонамеренный поступок. Ученик осознавал, какие будут последствия, если учитель узнает об этом, плюс порча школьного имущества (это факт вандализма).

Учитель. Группа № 1, верно?

Учащиеся. Да.

Учитель. Свою ситуацию зачитывает группа № 2.

И так по порядку группы зачитали все свои ситуации.

III. Итог занятия.

Учитель. Ребята, все смогли разобраться, в чем отличие ша­лости от злонамеренного поступка, а злонамеренного поступка от вандализма?

Дети. Да.

Учитель. Давайте подведем итоги и обобщим понятия. Дайте определение шалости?

Дети. Шалость - это действие, цель которого пошутить над человеком, разыграть его.

Учитель. Что такое злонамеренный поступок?

Дети. Злонамеренный поступок - это действие, цель которо­го причинение вреда людям или окружающей среде.

Учитель. Что такое вандализм?

Дети. Вандализм - это осквернение памятников, зданий, дру­гих сооружений. Порча имущества на транспорте, в школе и другие надругательства над общественными объектами.


Категория: Педагогическая практика | Добавил: YeeeGORka (18/03/12)
Просмотров: 9498 | Теги: внеклассное мероприятие, педагогика, вандализм | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]