Главная » Статьи » Педагогическая практика |
Пропедевтическая учебно-воспитательная педагогическая практика III курс, VI семестр Педагогическая практика в VI семестре проводится путем организации школьной методической недели, являющейся этапом, непосредственно предшествующим учебно-воспитательной педагогической практике студентов на IV курсе. Она направлена на углубление теоретических знаний студентов по специальным дисциплинам, частным методикам, дисциплинам психолого-педагогического и методико-биологического цикла; на применение этих знаний, на формирование и развитие у будущих учителей профессиональных умений и навыков, на ознакомление с состоянием учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного типа, с современной методикой преподавания учебных дисциплин. Основные задачи педагогической практики· подготовка студентов к успешному прохождению учебно-воспитательных практик (IV, V курс); · психологическая адаптация студентов в школе; · ознакомление с методикой работы учителя по основной и дополнительной специальности; · формирование профессиональных качеств будущего учителя Содержание педагогической практики
Отчетная документация 1. Отчет студента о педагогической практике. 2. Письменный анализ одного урока русского языка. 3. Описание урока литературы. 4. Разработка методической проблемы. 5. Задания по дополнительной специальности. 6. Задания по медико-биологическим дисциплинам. Содержание педагогической практики по основной специальности
Схема анализа урока русского языка 1. Дата, школа, класс, тема и цели урока. Ф.И.О. учителя. 2. Отметить, каково было начало урока (дисциплина в классе, мобилизация внимания учащихся, их готовность к работе). 3. Указать, как было организовано повторение ранее пройденного материала: а) способы проверки домашнего задания, их эффективность; б) виды опроса, формулирование вопросов учителем, характер ответов учащихся ─ глубина, осмысленность, правильность. 4. Определить, в чем
состояла психологическая подготовка учащихся 5. Раскрыть способы изучения новых знаний: а) методы и приемы ознакомления учащихся с новым материалом; б) характер вопросов, задаваемых учащимся, их системность и последовательность. 6. Проанализировать способы закрепления материала (виды упражнений, их дифференциация). 7. Дать анализ методики домашнего задания (соответствие целям урока, дифференциация, инструктаж). 8. Отметить, как подводились итоги урока; оценка знаний, ее объективность. 9. Использование на уроке наглядных пособий и ТСО, эффективность их применения. 10.Психологический климат на уроке. Общение учителя и учащихся. Темп урока. Самостоятельная работа учащихся на уроке. 11.Реализация требований единого режима грамотного письма и культуры речи, 12.Учет межпредметных связей в преподавании. 13.Установить, достигнуты ли цели урока (образовательная, развивающая, воспитательная). 14.Выводы и предложения по уроку.
Схема описания урока литературы 1. Школа, класс, Ф.И.О. учителя. Тема урока. Цели и задачи, поставленные учителем. 2. В каких формах осуществлялось на уроке повторение ранее изученного материала (проверялось домашнее задание)? Что можно сказать об активности класса на этом этапе урока? 3. Каким образом учитель «создавал установку» на изучение нового материала? Какое произведение (произведения) художественной литературы изучалось на уроке? Какие формы чтения произведения (чтение учителем, чтение подготовленными учениками, чтение с последующим обсуждением по вопросам, комментированное чтение, чтение «по цепочке» и т.д.) использовались на протяжении всего урока? Какова эффективность использования этих видов чтения? Что вы можете сказать о технике чтения учеников, его выразительности, осознанности, эмоциональности? 4. Организующая роль учителя. Какими приемами оперировал учитель на уроке, мобилизуя, активизируя класс, добиваясь эффективного использования учебного времени с одновременным стремлением к достижению высокого уровня эмоциональной отзывчивости и мыслительной активности учащихся? Какие средства наглядности (в том числе – ТСО) для этого использовались? Какова, на ваш взгляд, эффективность использования наглядности на уроке? В чем и как это выразилось? 5.
Работа учащихся с
учебной хрестоматией по литературе на 6.
Какая работа по
развитию устной и письменной речи учащихся 7. Объем, характер домашнего задания, способы его объяснения учителем. Как связано домашнее задание с той работой, которая проводилась на уроке, и с тем учебным материалом, который будет изучаться на следующем занятии? 8. Общие выводы.
Перечень методических проблем (по выбору студентов) 1. Личность учителя и её роль в учебном процессе. 2. Новые формы проведения уроков русского языка. 3. Подготовка учителя к уроку. 4. Роль школьного кабинета в формировании познавательных интересов учащихся. 5. Использование учебно-методического книжного комплекса на уроках русского языка. 6.
Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках 7. Воспитательные возможности уроков русского языка. 8. Алгоритмизация и программирование в обучении русскому языку. 9. Опорные конспекты на уроках русского языка. 10.Использование наглядных пособий на уроках русского языка. 11.Использование TCO на уроках. 12.Приемы работы со школьными словарями. 13.Индивидуальная работа на уроках русского языка. 14.Работа по развитию речи учащихся в
преподавании русского 15.Работа над культурой речи и речевым этикетом учащихся. 16.Работа о тетрадями учащихся на уроке и вне его. 17.Повышение орфографической грамотности учащихся. 18.Занятия с отстающими учащимися во внеурочное время. 19.Домашнее задание по русскому языку. Каким ему быть? 20.Межпредметные связи в преподавании русского языка и других школьных дисциплин (или какого-то одного предмета). 21.Место внеклассной работы по русскому языку в системе обучения. 22.Углубленное изучение русского языка в школе.
Содержание педагогической практики по иностранному языку
Схема анализа урока иностранного языка 1. Назвать и проанализировать, что составляло содержание урока. Какие виды речевой деятельности развивались и на каком уровне (предъявление, тренировка, применение)? В какой мере содержание урока соответствовало ступени, классу, материалу? 2. Указать, с какими явлениями учащиеся познакомились, как шло ознакомление, с помощью каких приемов, соотносились ли они с современными принципами обучения иностранному языку. 3. Указать и прокомментировать, как осуществлялась тренировка, каким образом активизировалась деятельность учащихся, какие формы работы использовались. 4. Отметить, как учитель пользовался иностранным языком как средством обучения. 5. Проанализировать оснащение урока наглядностью и ТСО, а также оформление доски. 6. Показать на примерах, каким образом учитель стимулировал интеллектуальное и эмоциональное развитие, как учитывал индивидуальные особенности учащихся, в чем это проявлялось. 7. Проанализировать воспитательную и образовательную ценность урока. Сказать, какие образовательные моменты присутствовали на уроке, как воспитывалось внимание, мышление, память, какое филологическое образование получили учащиеся. 8. Показать, как учитель готовил учащихся к самостоятельной работе дома. 9. Выводы: положительные (отрицательные), учебные, образовательные, развивающие и воспитательные стороны урока; в какой мере урок соответствовал требованиям, предъявляемым к современному уроку.
Содержание педагогической практики по истории
Содержание педагогической практики по медико-биологическим дисциплинам
Задания на период практики 1. Оценить состояние здоровья и уровень физического развития учащихся класса по данным медицинских осмотров (количество учеников в классе, из них: с миопией, нарушением осанки, сколиозом, неврозами, нарушениями речи, часто и длительно болеющие и т.д.). Изучить индивидуальные медицинские карты учащихся, определить уровень физического развития и гармоничность развития. Дать заключение о вероятности возникновения «школьных» форм патологии на основе комплексной оценки факторов риска, имеющихся в классе. 2. Оценить санитарно-гигиеническое состояние школы: а) удаленность от мест массового скопления людей, транспортных магистралей, промышленных предприятий; б) наличие школьного двора, процент озеленения и застройки; в) наличие спортивной площадки и ее оборудование; г) ориентация окон; д) количество этажей. 3. Оценить с физиолого-гигиенических позиций расписание уроков: а) недельная нагрузка; б) построение учебной недели; в) построение учебного дня. Дать заключение и составить свой вариант. 4. Оценить с физиолого-гигиенических позиций школьной гигиены и возраста учащихся построение и проведение уроков: а) структуру и методические приемы; б) методы профилактики утомления и повышения работоспособности. Дать заключение и рекомендации по уроку. Литература 1. Короткова, М.В. Практикум по методике преподавания истории в школе/М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М, 2000. 2. Кувшинов, В.И. Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку/В.И. Кувшинов. – ИЯШ. – 1992. - №2. 3. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка/М.Р. Львов. – М., 1997. 4. Методика преподавания литературы/Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Марацмана. В 2 ч. – М., 1994. 5. Методика преподавания русского языка в школе/М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов: Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000. 6. Методические рекомендации по организации и проведению педагогической практики студентов (общепрофессиональный блок)/В.Н. Яценко, Н.В. Воеводская, М.Ю. Романкина и др. – Мичуринск, 2003. 7. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/Г.В. Рогова. – М., 1991. 8. Синичкина, Н.Е. Практическая методика русского языка/Н.Е. Синичкина, Е.Р. Зинкевич. – СПб: Наука, 2005. 9. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе/М.Т. Студеникин. – М., 2000. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1015 | | |
Всего комментариев: 0 | |