Главная » Статьи » Педагогическая практика

Учебно-воспитательная практика IV курс

Учебно-воспитательная практика

IV курс, VII семестр

Учебно-воспитательная практика студентов IV курса как неотъемлемая часть системы методической подготовки будущего учителя-словесника обеспечивает соединение теоретического обучения в вузе с практической работой в школе. Она направлена на формирование профессионально-ориентированных качеств студентов, их подготовку к целостному выполнению функций учителя-словесника, к проведению системы учебно-воспитательной работы со школьниками.

Основные задачи педагогической практики

· углубление и закрепление теоретических знаний в области лингвистики и психолого-педагогических дисциплин;

· формирование и развитие у будущих учителей профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса;

· реализация опыта преподавания русского языка, проведения воспитательной работы;

· развитие критического мышления и способности к исследовательской деятельности на основе анализа уроков, решения педагогических ситуаций на уроках и внеклассных занятиях, в ходе работы над отчетной документацией;

· становление педагогической позиции будущего учителя-словесника и классного руководителя.

№ п/п

Содержание педагогической практики

Трудоемкость (ч)

1.

2.

3.

4.

Психолого-педагогическое изучение классного коллектива, составление его характеристики

Деятельность в качестве учителя-словесника:

- планирование учебной работы на период практики;

- изучение научной и методической литературы;

- подбор дидактического материала;

- изготовление наглядных пособий;

- разработка планов-конспектов уроков русского языка;

- проведение уроков;

- организация одного из видов внеклассной работы по русскому языку;

- посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий учителей-словесников и коллег-практикантов;

- проверка письменных работ учащихся;

- индивидуальная работа с учащимися по предмету во внеурочное время;

- анализ своей практической деятельности и педагогического опыта;

- участие в работе методического объединения учителей-словесников

Деятельность в качестве классного руководителя:

- участие в текущей воспитательной работе;

- проведение отдельных форм и видов воспитательной работы с учащимися;

- проверка дневников учащихся;

- участие в работе с родителями (посещение школьников на дому, проведение индивидуальных бесед с родителями, присутствие на родительских собраниях)

Методическая работа:

- изучение творческого опыта учебно-воспитательной деятельности учителей-словесников;

- апробация материалов курсовой (дипломной) работы;

- сбор материала по теме доклада на научной конференции

Итого:

10

4

10

10

10

24

8

8

34

10

10

10

6

12

10

10

8

10

6

6

216

Организация и проведение педагогической практики

Учебно-воспитательная педагогическая практика студентов IV курса проводится согласно общеинститутскому графику в VII семестре (сентябрь – октябрь).

¨ Продолжительность практики – 6 недель.

¨ Педагогическая практика организуется на договорной основе на базе общеобразовательных учебных заведений г. Мичуринска и района (5 – 7 классы). Курирует практику факультетский руководитель, назначаемый из числа преподавателей кафедры русского языка. Распределение студентов на практику осуществляется дифференцированно, с согласия деканата и факультетского руководителя, с учетом классов-комплектов среднего звена в школе. Отдельным студентам, обучающимся по индивидуальным планам или по направлениям роно (целевой прием), предоставляется возможность прохождения УВП по месту жительства или работы при условии их дальнейшего трудоустройства.

¨ В каждую школу назначаются групповые руководители и методисты по русскому языку, педагогике и психологии, которые вместе с администрацией учебного заведения обеспечивают выполнение практики.

¨ Практикант ежедневно приходит в школу; в случае болезни он должен своевременно предупредить группового руководителя о своем отсутствии, представить соответствующий документ.

¨ Практикант организует свою деятельность в соответствии с настоящей программой педагогической практики и внутренним распорядком учебно-воспитательного учреждения, в котором осуществляется педпрактика.

¨ На период педагогической практики один из студентов назначается старостой группы. В обязанности старосты входит учет и общая организация работы, оповещение студентов о коллективных консультациях, выполнение поручений руководителей практики, оформление "Уголка практиканта" с необходимой для группы информацией.

¨ В течение практики студент посещает от 30 до 40 уроков: в закрепленном классе, уроки нескольких учителей-словесников, уроки студентов-практикантов.

¨ Практиканты проводят 8 зачетных уроков русского языка и 1 внеклассное мероприятие по предмету; осуществляют текущую работу классного руководителя и проводят 1 зачетное воспитательное мероприятие. В течение всего периода практики ведут дневник педагогических наблюдений.

¨ В первый день педагогической практики на факультете проводится установочная конференция, на которой студентам разъясняются цели, задачи, содержание, организация и порядок прохождения педагогической практики. Объем целесообразной деятельности студентов может уточняться в соответствии с конкретными условиями места прохождения практики.

Примерное планирование работы студента-практиканта

Первая неделя

- студенты-практиканты знакомятся с администрацией школы, учителями-предметниками, классными руководителями, распределяются по классам, знакомятся с учащимися закрепленного класса;

- изучают тематическое и поурочное планирование уроков русского языка учителя-наставника и план воспитательной работы классного руководителя;

- вместе с учителем и классным руководителем определяют темы уроков и внеклассных мероприятий на весь период практики;

- составляют и сдают групповым руководителям индивидуальные планы работы;

- знакомятся с фондами школьной библиотеки, методического кабинета, кабинета русского языка;

- посещают и анализируют уроки в закрепленном классе и открытые уроки учителей-словесников;

- ведут дневник педагогических наблюдений.

Вторая – пятая недели

- проводят учебно-воспитательную работу согласно индивидуальным планам;

- разрабатывают вместе с учителями и методистами конспекты уроков и сценарии внеклассных мероприятий;

- проводят зачетные уроки и мероприятия, по возможности равномерно распределяя нагрузку на весь период практики;

- посещают и анализируют уроки учителей и других студентов-практикантов;

- готовят дидактические материалы и наглядные пособия;

- проверяют письменные работы учащихся;

- организуют индивидуальную и внеклассную работу с учениками;

- принимают участие в работе методического объединения учителей-словесников и семинарах классных руководителей; апробируют материалы курсовой (дипломной) работы;

- систематически анализируют свою практическую деятельность и опыт в дневнике педагогических наблюдений.

Шестая неделя

- завершают педагогическую практику;

- оформляют отчетную документацию;

- готовят в составе студенческой группы творческий отчет по педпрактике на итоговую конференцию;

- участвуют в конференции по итогам практики в школе.

¨ Итоги учебно-воспитательной педагогической практики подводятся на заключительной научно-практической конференции, сроки проведения которой устанавливаются факультетским руководителем практики.

Документация и аттестационная оценка педагогической практики

Ø Отчетная документация

По окончании педагогической практики студенты обязаны представить следующую отчетную документацию:

· творческий отчет о педагогической практике;

· развернутый план-конспект одного урока русского языка;

· разработку внеклассного мероприятия по русскому языку;

· сценарий воспитательного мероприятия по плану классного руководителя;

· психолого-педагогическую характеристику классного коллектива;

· изготовленные наглядные пособия (не менее двух);

· заверенную директором школы характеристику-отзыв учителя и классного руководителя о работе студента;

· дневник педагогических наблюдений (после проверки возвращается студенту).

Примечание

Студенты, проходящие практику по месту жительства или работы, представляют планы-конспекты восьми уроков русского языка с резюме учителя-наставника.

Критерии оценки деятельности практикантов

Результаты педагогической практики оцениваются по пятибалльной системе.

Основными критериями оценки являются:

- степень сформированности профессионально-педагогических умений и навыков студента;

- уровень теоретического осмысления студентом своей практической деятельности (ее мотивов, целей и задач, содержания, средств осуществления деятельности, результата);

- уровень профессиональной направленности будущего специалиста, его социальной активности (готовность к выполнению взаимосвязанных функций педагогической деятельности: мобилизационной, ориентационной, информационной, развивающей, конструктивной, коммуникативной, исследовательской, организаторской);

- качество и своевременность сдачи документации.

Для оценки результатов практики используются методы:

- наблюдение за студентами в процессе практики и качественный анализ отдельных видов работ;

- анализ характеристик студентов, данных учителями-предметниками и классными руководителями;

- анализ результатов творческой работы практикантов;

- самооценка студентами подготовленности к практической работе, качества собственной деятельности, способности к методической рефлексии;

- анализ документации по практике (индивидуальных планов работы, дневников педагогических наблюдений, конспектов различных видов работы, творческих отчетов, материалов психолого-педагогического изучения школьников).

· "Отлично" за педагогическую практику ставится при условии, если студент:

- выполнил весь объем программы педагогической практики;

- провел уроки на высоком методическом уровне;

- проявил самостоятельность в организации воспитательной работы с учащимися;

- глубоко и грамотно осуществил анализ выполненной работы;

- установил в ходе практики доброжелательные отношения с коллегами, учащимися, родителями учащихся; проявил инициативу, самостоятельность, дисциплинированность;

- своевременно и в полном объеме представил отчетную документацию;

- активно участвовал в итоговой конференции.

· "Хорошо" ставится при условии, если студент:

- выполнил весь объем программы педагогической практики;

- при проведении уроков допустил незначительные методические ошибки;

- недостаточно глубоко осуществил анализ проведенной работы;

- установил в ходе практики доброжелательные отношения с коллегами, учащимися, родителями учащихся; проявил инициативу, самостоятельность, дисциплинированность;

- своевременно представил отчетную документацию, но недостаточно высокого качества;

- участвовал в итоговой конференции.

· "Удовлетворительно" ставится при условии, если студент:

- выполнил не все формы работы, обязательные для практиканта;

- при подготовке к урокам был недостаточно самостоятелен, нуждался в постоянной помощи методиста при составлении конспекта урока и отборе содержания; уроки проводил не на должном уровне;

- представил неглубокий формальный анализ проведенной работы;

- несвоевременно сдал отчетную документацию, проявил недисциплинированность.

· "Неудовлетворительно" ставится при условии, если студент:

- не выполнил план педагогической практики;

- не владеет методикой проведения уроков и внеклассных мероприятий;

- проявил недисциплинированность, низкий уровень общей и педагогической культуры;

- представил неглубокий формальный анализ проведенной работы (или анализ отсутствует вообще);

- не сдал отчетную документацию.

Ø Уроки студентов-практикантов оцениваются по вузовской системе

· Оценка "отлично" ставится за урок, на котором:

1) полностью решены поставленные перед учащимися образовательные, развивающие, воспитательные задачи;

2) использованы оптимальные средства обучения;

3) выдержана соразмерность частей урока;

4) усвоена лингвистическая теория, сформированы умения и навыки по теме;

5) организована речевая деятельность учащихся;

6) максимально активизирована самостоятельная работа школьников;

7) своевременно и правильно подведен итог урока;

8) объективно выставлены и прокомментированы оценки;

9) своевременно задано домашнее задание;

10) не допущено фактических и методических ошибок; обнаружена высокая общая педагогическая и речевая культура.

· Оценка "хорошо" ставится за урок, на котором:

1) полностью решены поставленные перед учащимися учебно-воспитательные задачи;

2) у учащихся сформированы умения и навыки по теме;

3) стимулировалась самостоятельная деятельность школьников;

4) допущены незначительные методические ошибки;

5) нарушена соразмерность частей урока.

· Оценка "удовлетворительно" ставится за урок, на котором:

1) основные учебно-воспитательные задачи решены;

2) новый материал в основном понят учащимися;

3) композиционно выдержаны основные части урока;

4) повторялся ранее изученный материал;

5) не стимулировалась самостоятельная деятельность учеников;

6) оценки выставлены необъективно;

7) несвоевременно, нечетко дано задание на дом;

8) не подведен итог урока;

9) допущены ошибки в речевом оформлении вопросов и заданий, фактические и/или методические ошибки.

· Оценка "неудовлетворительно" ставится за урок, если:

1) основные учебно-воспитательные задачи не решены (учащиеся не поняли материал, не приобрели умения и навыки по теме);

2) допущены грубые фактические и методические ошибки;

3) отсутствовало повторение ранее пройденного материала;

4) нарушена соразмерность частей урока;

5) не активизировалась деятельность учащихся, а также допускались другие ошибки, отрицательно повлиявшие на результат урока.

· Оценка "неудовлетворительно" также ставится за неявку на урок без уважительной причины, за неудовлетворительный конспект или за его отсутствие.

Приложение 1.

Дневник педагогических наблюдений

Дневник педагогических наблюдений – основной документ планирования, учета и оценки деятельности студента. Выполнение программы практики и ее отражение в дневнике является обязательным условием аттестации.

Дневник содержит:

- список учащихся прикрепленного класса;

- план размещения учащихся в классе;

- расписание звонков в школе;

- расписание уроков в прикрепленном классе;

- план-график проведения собственных уроков;

- график уроков студентов-практикантов всей группы;

- график проведения внеклассных мероприятий;

- результаты наблюдений и анализ посещенных уроков и внеклассных мероприятий.

Индивидуальный план работы студента-практиканта

Дата

Класс,

№ кабинета

Время

Учебная работа

Воспитательная работа

Примечание

Сводный график проведения уроков и внеклассных мероприятий

в средней школе № ____

Групповой руководитель__________

Список студентов:

1.

2.

3. и т.д.

Дата

Класс,

№ кабинета

Время

Фамилия, имя студента

Темы урока или внеклассного мероприятия

Подробная запись хода урока (схема)

1. Дата посещения урока.

2. Школа, класс.

3. Фамилия учителя.

4. Тема урока.

5. Тип урока.

6. Оборудование.

7. Ход урока.

Этап урока (конкретная цель каждого этапа)

Действия учителя

Действия учеников

Замечания

Фиксируются слова и действия учителя (задания, способы управления учебной ситуацией, наглядные пособия и т.п.)

Фиксируются эталоны ответов учеников, их учебные действия по выполнению заданий

Фиксируются замечания и предложения по ходу урока

Приложение 2.

Этапы планирования урока русского языка и подготовка к нему учителя

1. Ознакомьтесь с материалом всей темы, изучаемой в школе (по учебным, методическим и вузовским пособиям).

2. Прочитайте теоретические сведения, изложенные в школьном учебнике. Проанализируйте упражнения и выясните:

1) не содержится ли в них дополнительная информация по данной теме;

2) по каким наблюдениям над языковыми фактами делаются выводы и обобщения, по каким нет;

3) определите систему упражнений по теме.

3. Определите место урока в системе уроков по данной теме, тип урока.

4. Определите сведения, которые необходимо знать учащимся для усвоения нового материала, а также что изучалось по данной теме ранее, сопричастные темы в перспективе.

Дайте анализ изучаемого материала (определения, правила).

Определите главное, второстепенное, трудности, связанные с изучением материала.

Установите, с каким материалом следует сопоставить изучаемый материал с целью его обобщения и систематизации, а также предупреждения смешения языковых фактов и отрицательного взаимодействия навыков.

5. Подумайте, какие наглядные пособия могут быть использованы на уроке.

6. Сформулируйте тему урока и определите его цели.

7. Определите логическую линию урока, отберите материал для урока.

8. Продумайте методы и приемы работы, определите виды упражнений, их конкретные дидактические задачи и выясните соответствие их изучаемому материалу и цели урока.

9. Определите части урока, их последовательность и соразмерность. Составьте план урока.

10. Перед тем как приступить к составлению конспекта урока, выясните, надо ли проверять домашнюю работу в классе. Если такая необходимость есть, подумайте, какое новое решение вы внесете в процесс проверки. Определите виды опроса.

11. Работая над конспектом урока, обратите внимание на формулировки вопросов и заданий, на то, как будете активизировать познавательную деятельность учащихся.

12. Подумайте, как вы подведете итоги урока.

Приложение 3.

Схема анализа мероприятия

1. Форма и тема мероприятия.

2. Воспитательные задачи.

3. Структура мероприятия:

1) психологический настрой или побуждение;

2) ход мероприятия (четкая, нечеткая структура, занятость учащихся в подготовке и проведении мероприятия);

3) законченность мероприятия.

4. Роль учителя в подготовке к проведению мероприятия.

5. Место мероприятия в системе воспитательной работы учителя (было ли оно плановым или вызвано обстоятельствами).

6. Общая оценка воспитательного мероприятия.

7. Выводы и предложения.

Приложение 4.

Схема

отчета группового руководителя

педагогической практики

1. Название школы и количество студентов, проходивших в ней практику.

2. Количество проведенных уроков и других учебных занятий каждым студентом и их качество: соблюдение дидактических требований, оборудование (в том числе ТСО), психологическая атмосфера, решение воспитательных задач и т.д.

3. Формы проявления творческой активности студентов в учебном процессе (использование педагогического опыта, творческое решение задач и т.д.).

4. Внеклассная воспитательная работа студентов.

5. Осуществление контроля за деятельностью студентов со стороны методистов и учителей (количество посещенных уроков и внеклассных мероприятий, организация консультаций, проверка документации и пр.).

6. Итоги педпрактики (оценки, дисциплина, состояние документации, выводы о готовности студентов к работе в школе).

7. Работа над методической проблемой школы.

8. Отклонения от программы и инструкции в ходе проведения практики и их причины.

9. Предложения институту по улучшению педпрактики.

Примерная схема

творческого отчета студента

1. Характеристика образовательного учреждения (концепция развития, вариант учебного плана; реализация процессов гуманитаризации, демократизация в управлении, в содержании образовательной программы; характеристика воспитательной системы; состав учащихся состав педагогов; материальная база; оснащение кабинетов по профилю, эффективность их использования; методическая база школы).

2. Краткая характеристика классного коллектива (специализация класса; интеллектуальная, эмоциональная и нравственная атмосфера; потребности и ценностные ориентации учащихся; участие в формальных и неформальных организациях и группировках; уровень успеваемости и общей культуры; отношение к учебе и воспитательной работе, отношение к внутри- и внешкольным событиям).

3. Учебная работа практиканта (сколько и каких посещено уроков учителей, новаторские методы и приемы; посещение уроков товарищей и их анализ; сколько и на какие темы было дано уроков; оценка своей готовности к преподаванию учебного предмета – владение содержанием, методами, средствами и формами работы, творческие находки, слабые и сильные стороны; каким образом осуществлялась связь обучения, воспитания и развития; как использовались приемы активизации учащихся на уроке, организация проблемного обучения; использование наглядности, ТСО на уроках; затруднения в процессе работы, пути преодоления, помощь учителей и методистов; предложения по совершенствованию специальной и методической подготовки студентов в институте; сколько и каких подготовил наглядных пособий).

4. Внеклассная работа студента (оценка системы воспитательной работы в классе; стиль педагогического руководства коллективом учащихся; методы, формы и основные направления воспитательной работы; мероприятия, проводимые практикантом, отношение к ним учащихся; классного руководителя, оценка с точки зрения целей, содержания методов и форм; предполагаемая эффективность; затруднения в проведении внеурочной работы со школьниками; предложения по совершенствованию подготовки студентов). Работа с родителями учащихся.

5. Творческая научная и методическая работа студента (подготовка курсовых и дипломных работ, элементы исследования, разработка новых форм учебной и воспитательной работы, участие в работе кружков и факультативов по собственной инициативе; участие в работе методических объединений, разработка заданий к олимпиаде и т.п.).

Подпись студента

Литература

1. Арсирий, А.В. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся. – М., 1995.

2. Волина, В.В. Учимся играя/В.В. Волина. – Екатеринбург, 2000.

3. Зельманова, Л.И. Наглядность в преподаваниии русского языка/Л.И. Зельманова. – М., 1984.

4. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка/М.Р. Львов. – М., 1997.

5. Методика преподавания русского языка в школе/М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов: Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000.

6. Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: пособие для учителей/Б.Т. Панов. – М., 1980.

7. Пачина, Н.Н. Методические указания к практическим занятиям по курсу «Методика преподавания русского языка»/Н.Н. Пачина. – Мичуринск, 1999.

8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.

9. Программы. Русский язык. 5 – 9 классы. – М., 2004.

10. Разумовская, М.М. Методика обучения орфографии в школе/М.М. Разумовская. – М., 1999.

11. Синичкина, Н.Е. Практическая методика русского языка/Н.Е. Синичкина, Е.Р. Зинкевич. – СПб: Наука, 2005.

12. Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе (проект)//РЯШ. – 1993. ─ №4.


Категория: Педагогическая практика | Добавил: YeeeGORka (18/03/12)
Просмотров: 24195 | Теги: Учебно-воспитательная практика | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]