Миргород.
1835.
Повести, служащие продолжением
«Вечеров на хуторе близ Диканьки.
«Миргород» содержит две части по два произведения, каждая из которых несет свою
идею, но одна предполагает другую.
Что соединило в первой части старосветских помещиков и «героического» Тараса? В
«Старосветских помещиках» автор вводит нас в круговорот «необыкновенно
уединенной жизни, где ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий
небольшой дворик, за плетень сада, наполненного яблонями и сливами, за деревенские
избы, его окружающие, пошатнувшиеся на сторону, осененные вербами, бузиной и
грушами. Жизнь их скромных владетелей так тиха, так тиха, что на минуту
забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойное порождение злого
духа, возмущающие мир, вовсе не существуют...» Низенький домик с галлереею, за
ним душистая черемуха, ряды низеньких фруктовых дерев, развесистый клен с
ковром для отдыха, просторный двор, гусь с нежными гусятами; частокол,
обвешанный связками сушеных груш и яблок, воз с дынями, отпряженный вол – все
это для меня имеет неизъяснимую прелесть». «...Когда бричка моя подъезжала к
крыльцу этого домика, душ принимала удивительное приятное и спокойное
состояние...» «Но белее всего мне нравились самые владетели этих скромных
уголков, старички, старушки, заботливо выходившие навстречу... На лицах у них
всегда написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие, что невольно
отказываешься, хотя по крайней мере на короткое время, от всех дерзких мечтаний
и незаметно переходишь всеми чувствами в низменную буколическую жизнь с теми
дремлющими и вместе какими-то гармоническими грезами».
«Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании
кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множеств фруктов и
растений». «…Старик, которого вся жизнь, казалось, состоял только из сидения н
высоком стуле, из ядения сушеных рыбок и груш, из добродушных рассказов, – и
такая долгая, такая жаркая печаль!»
«Старосветские помещики» – единственная повесть, где повествование ведет автор,
так сильно трогает его предмет описания. Приветливость, покой, наслаждение от
дом испытывают все, кому пришлось побывать в нем: гости ближние и дальние,
возниц , и, кажется, его лошадь. В основе благополучия дома – отношения его
хозяев, в котором забота, внимание, любовь. Их доброта изливается и на все
вокруг. Силу и устойчивость чувств автор подчеркивает пятилетними горькими
переживаниями Афанасия Ивановича после смерти супруги.
Жизнь движется. Старые поместья рушатся, вызывая сожаления у рассказчика. Писатель
сопоставляет их обитателей с новомодным малороссийским чиновничеством –
корыстным, стяжательным, недобрым.
Сравнение, сопоставление выполняет у Гоголя главную функцию в ознаменовании
законченности разработки данной темы. Куда движется жизнь? Всегда ли к лучшему?
«Тарас Бульба» выступает внешним сопоставлением «Старосветским помещикам», где
движение истории, развитие цивилизаций взято в самом широком аспекте. Мал,
узок, прост мир старосветских помещиков, ни разу не упомянута отчизна, нет
православной церкви и веры, но он служит, приспособлен, отвечает потребностям
человека и создает условия для счастливой жизни. Громаден, противоречив,
насыщен и деятелен мир «Тараса Бульбы», но нет в нем счастливых людей.
Получим вывод, который трудно было предположить в Гоголе: российская
действительность, вызвавшая к жизни это произведение, не мыслит, не способна не
только обеспечить полноту жизни человеку, – она не создает минимально достойные
для человеческого существования условия.
Идеи 2-го цикл «Вечеров», и прежде всего, «Страшной мести», получили развитие
во второй части «Миргорода».
В «Вие» показано, как заурядный в общем-то человек, отнюдь не схимник и далеко
не святой, но духовно подготовленный и чуткий, способен выдержать трудный бой с
дьявольскими силами. В повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем» дана картина реальной жизни, Представленный в «Вие» герой, как
ни кажется он возможным, как ни мыслится его поведение приличествующим
человеку, – он оказывается недосягаемой вершиной человеческого духа.
Иван Иванович и Иван Никифорович, внешне очень непохожие, оказываются духовными
близнецами. Они выглядели друзьями, потому что соседи, ходили вместе в церковь,
главное, потчевали друг друга табаком. Но вот их интересы столкнулись, и герои
выказали себя такими, какими они всегда были: эгоистичными, бессердечными,
недалекими. Мелочными и пошлыми. Они вобрали в себя, кажется, сущностные черты
российского характера, поэтому-то «Скучно на этом свете, господа!» Мысль автора
видна. Посмотрим, насколько последовательно он ее проводит.
Вот Иван Иванович: бекеша со смушками; отличный дом, в окна которого врываются
груши и яблони; в саду все есть. Любит съесть дыню, семена собрать в бумажку и
указать дату сего знаменательного события. Его знают комиссар полтавский и
протопоп. Дворовая девка Гапка за жену и хозяйку. Тут же: «А какой
богомольный!» После службы обходит нищих и беседует. Разговор с бедной бабой
самый подлый. Никому ничего не подаст, но сам подарки любит. Вспыльчив,
несдержан, боязлив. Умеет делать всякие вещи из дерева. Почитывает.
Преувеличенно высокого мнения о своих достоинствах, поддерживаемого
окружающими, что делает Иван Ивановича похожим на гусака, оттого-то так сильно
обиделся на реплику соседа. Иван Никифорович, его сосед и приятель, якобы
«родился с хвостом позади», но это сплетня. Часто поминает черта, на что Иван
Иванович обижается. Сдержан и скрытен. Толст и ленив. Обмен ружья на свинью и
зерно счел невыгодным, отсюда размолвка с приятелем. Далее два год ссоры,
ассамблея и неудачная попытка примирения. Гоголь говорит, как ничтожен и суетен
бывает человек, отсюда делает пессимистический вывод. Хотя представленный
материал не доказывает этого. Ведь в городе совсем другие в большинстве своем
люди: добрые, миролюбивые, добродушные. И судья, и городничий, и кривой Иван
Иванович, и все остальные. И даже если об Иване Ивановиче еще можно что-то
сказать в осуждение, то об Иване Никифоровиче, кроме того, что он толст и ленив
и не хочет знаться с чванливым соседом, сказать предосудительного ничего
нельзя. То, что он дал втянуть себя в судебную тяжбу, выглядит неубедительным:
слишком он ленив. Разве не так?
|