Главная » Статьи » Всё для рефератов!

Роман И.А. Гончарова "Обломов" в критике 1990-х – 2000-х годов

План

1. Об Иване Александровиче Гончарове в современной критике 3

2. Роман И.А. Гончарова "Обломов" в критике 1990-х – 2000-х годов 6

3. Заключение 10

4. Библиографический список 11

Об Иване Александровиче Гончарове в современной критике

Иван Александрович Гончаров родился в 1812 году в Симбирской губернии. Первоначальное образование в науках и языках, французском и немецком, получил в небольшом пансионе, который содержал в имении княгини Хованской, за Волгой, сельский священник, весьма умный и ученый человек, женатый на иностранке. Там первые книги, попавшиеся Гончарову в руку вне классов, были сочинения Державина, которые он и переписывал и учил наизусть, потом Фонвизина "Недоросль”, Озерова и Хераскова (последнего и тогда он одолеть не мог, несмотря на детскую неразборчивость), далее несколько детских книжек естественной истории, наконец, путешествия Кука вокруг света и Крашенинникова в Камчатку. Тут же находя в лакейской дома у себя сказки о Еруслане Лазаревиче, Бове Королевиче и другие, читал и их. И так чтение продолжалось без системы, без указания, с поглощением всего более романов (Коттен, Жанлис, Радклиф в чудовищных переводах), путешествий, описаний неслыханных происшествий, всего, что более действует на воображение. Все это продолжалось до вступления в 1831 году в Московский университет по словесному факультету, где знакомство с греческим и римским миром, историческое и критическое изучение отечественной и иностранной литератур сообщило страсть к чтению и надлежащее направление. Юношеское сердце искало между писателями симпатии и отдавалось тогда Карамзину по горячим его следам, может быть не как историку, особенно потому, что кафедру истории занимал тогда Карамзин, и не как поэту, потому что Карамзин не был художник, но как гуманнейшему из писателей. Учреждение новых кафедр тогда эстетики, археологии (профессор Надеждин) и истории иностранных, древних и новых литератур (Шевырев) и их увлекательные чтения не только расширяли круг литературного и эстетического воззрения молодых слушателей, но и формировали им перо: то есть необходимость вести перечни правильно и красноречиво излагаемых лекций действовала, конечно, благотворно на обработку языка. Между тем независимо от критических разборов с кафедр древних и новых поэтов и историков, когда в виду слушателей проходили от индейских эпопей и драм, от священной поэзии, Гомер, Вергилий, Тацит, Данте, Сервантес, Шекспир и проч., чтение сверх этого шло своим непрерывным чередом. Долго пленял Гончарова Тасс в своем "Иерусалиме”, потом он перешел через ряд многих, между прочим Клопштока, Оссиана, с критическим повторением наших эпиков, к новейшей эпопее Вальтера Скотта и изучил его пристально. Путешествия и все доступно изложенные сочинения по части естественной истории занимали его внимание; его любимым чтением были все-таки произведения поэзии.

Живее и глубже всех поэтов поражен и увлечен был Гончаров поэзией Пушкина в самую свежую и блистательную пору силы и развития великого поэта и в поколении своем остался верен ему навсегда, несмотря на позднейшее тесное знакомство с корифеями французской, немецкой и английской литератур.

По окончании курса наук в университете Гончаров приехал в 1835 году в Петербург и, следуя общему примеру, определился на службу. Он получил место столоначальника и остался там до 1852, а в этом году, вызвавшись по предложению бывшего министра народного просвещения, А. С. Норова участвовать в экспедиции, снаряженной для открытия торговых сношений с Японией, был откомандирован, по высочайшему повелению, в качестве секретаря при начальнике экспедиции, вице-адмирале (ныне адмирале и графе) Е. В. Путятине, и отправился на фрегате "Паллада” в это плавание, из которого воротился в начале 1855 года, поступил было опять на прежнее место, но вскоре перешел в министерство народного просвещения, в должность цензора.

Все свободное от службы время посвящал литературе. Гончаров много переводил из Шиллера, Гете (прозаические сочинения), также из Винкельмана, отрывки некоторых английских романистов, а потом уничтожал. Сблизившись коротко с семейством артиста-живописца Н. А. Майкова (отца известного поэта) , Гончаров участвовал с ними в домашних, так сказать, то есть не публичных, занятиях литературою. Потом это участие перешло, хотя мало и незаметно, уже в журналы, в которых участвовали некоторые из друзей Майковых. И Гончаров перевел и переделал с иностранных языков несколько разного содержания статей и поместил в журналах без подписи имени. Он писал в этом домашнем кругу и повести, также домашнего содержания, то есть такие, которые относились к частным случаям или лицам, больше шуточного содержания и ничем не замечательные.

В 1845 и 1846 годах он написал роман "Обыкновенная история”, который был помещен в февральской и мартовской книжках "Cовременника” 1847 года. В 1848 году задумал план большого романа "Обломов” и написал в 1849 году первую часть, поместив главу ("Сон Обломова” ) в альманахах, изданных при "Современнике” того же года. В промежутке написал юмористический очерк нравов из чиновничьего круга (тогда это было в ходу) под заглавием "Иван Савич Поджабрин”, помещенный в январской книжке "Современника” 1848 года. Продолжение романа оставлено было до более удобного времени. По возвращении из путешествия в Японии Гончаров поместил в течение трех лет почти все главы путевых своих записок по разным журналам: ” Морской сборник” ,” Отечественные записки ",” Современник” ,” Библиотека для чтения” и "Русский вестник” . В 1857 году Гончаров ездил лечиться от последствий усиленной работы и сидячей жизни за границу на Мариенбадские воды и там продолжал "Обломова” . После романа "Обломов” он напечатал три отрывка из неоконченного и неизданного им романа "Райский "в "Отечественных записках "и "Современнике” под заглавием "Софья Николаевна Беловодова” ,” Портрет” и "Бабушка” .

Затем он приступил к окончанию задуманного им еще ив 1849 году большого романа "Обрыв”, от которого отрывали его другие занятия и другие обстоятельства петербургской жизни. Он написал его урывками, по главам, оставлял надолго - возвращался опять к нему – и, наконец, поспешил закончить в 1868 году, а в 1869 поместил в "Вестнике Европы” и отдельно издал в 1870 году. Кроме того он напечатал в "Современнике” очерк петербургских нравов под заглавием "Иван Поджабрин”, а в 1870 напечатал в "Вестнике Европы” критический очерк о "Горе от ума” под заглавием "Мильон терзаний”.

Иван Александрович Гончаров скончался 15 (27) . IX. 1891, в Петербурге.

Роман И.А. Гончарова "Обломов" в критике 1990-х – 2000-х годов

Чтобы лучше понять, что хотел донести до нас И.А. Гончаров, работая над произведением "Обломов", необходимо знать два обстоятельства творческой истории этого романа. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал "Сон Обломова" - "увертюра всего романа", в окончательном варианте занявшая, тем не менее, место 9 главы 1 части. "Сон" - предельное средоточие авторской мысли в романе. Другое обстоятельство - перерыв в написании романа для участия в научной и негласно дипломатической экспедиции на Дальний Восток на фрегате "Паллада" в качестве секретаря начальника экспедиции. "Фрегат "Паллада" - очерковая книга, написанная под впечатлением от кругосветного путешествия (завершена одновременно с романом - в 1858 году), оказала существенное влияние на реализацию обломовского замысла. Герой - автор изображен как путешествующий Обломов. Кругосветное плавание, дух прогресса, дух торговли и империализма, а также международные связи - все это для западника Гончарова определило масштаб, угол изображения Обломова и помогло раскрыть тему умирания воли, затухании личности, гибели дарований в безвоздушном пространстве барства и рабства, эгоистического делячества и бюрократического бездушия.

Во сне Обломов вспоминает свое детство. Читателю сразу же бросается в глаза следующая деталь - отношение господ к знаниям и обучению барчонка. Это неприятная необходимость, так как и учение - труд, а им всякий труд неприятен. "Сну" предшествует эпизод с несостоявшимся переездом Обломова на другую квартиру, когда Захар произносит фразу "Другие не хуже нас, да переезжают" (которая так обидела и возмутила Обломова). Ведь он претендует на исключительность: "Кажется, подать, сделать - есть кому", "ни голода, ни холода никогда не терпел... хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался". Эти слова - результат влияния столичной жизни, распад основ обломовщины, которая теперь нашла себе место не в крепостнической Обломовки, а на Гороховой улице Петербурга. Тем обиднее неблагодарность крепостного Захара, ведь барин для крепостных всегда отец и благодетель, даже если ничего для них не сделал и, подобно Обломову, лишь в своей фантазии преобразовывает имение. В мыслях Обломов "определил ему особый дом, огород, отсыпной хлеб, назначил жалованье". Т.е. Обломовка - это торжество барства.

В 1 части романа преобладает пассивный, спокойный тон повествования, почти не прописаны действия. Обломов лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим в Петергоф. Казалось бы, что такая история не может иметь продолжения, но здесь "свернута" эволюция Обломова: детство под эгидой собственной исключительности, обучение в пансионе, неспособность к службе. Свою исключительность Обломов так и не утвердил, зато мечтал о путешествии для созерцания шедевров (вспомним пушкинское "Из Пиндемонти"). Обломов демонстрирует свою оригинальность убогому и примитивному Захару. Гончаров акцентирует внимание читателя на вреде фольклора в воспитании ребенка: в нем богатырь побеждает без труда, волшебным образом. Изображение обитателей Обломовки эпически (в духе Гомера или наших былин) гротескно, таким же приемом прописан и дремлющий на диване Обломов: даже спящий, все еще спящий, он еще богатырь.

Будучи человеком с большим потенциалом, Илья Ильич предстает перед нами потерянным для общества, так как в нем загублены доброта, правдивость, живой ум, чистота, кротость, гуманность к нижестоящим, чувство справедливости, склонность к самоанализу и самокритике. Его эгоизм сметает все эти качества. Обломов не считает нужным развивать их в себе. Об этом говорит его "мысленный" план реформ в Обломовке, полный инфантильности, архаичности и консерватизма его взглядов на жизнь. Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар (и другие крепостные) от него.

Хотя нельзя обломовщину только критиковать. Ведь идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, который стремиться к личному преуспеянию путем труда, Илья Обломов, родившийся обеспеченным помещиком, настойчиво требует объяснить ему смысл труда, ведь физический труд связан с затратами способностей и энергии. Свое право на подобные вопросы и безделье он не подвергает сомнению, поскольку незыблемой нормой считает обломовщину. Норма для Штольца - деловая столичная жизнь, поэтому он не только не критикует ее, но и, как все другие визитеры, зовет Обломова в Петергоф.

Обломов и Штольц - герои-антиподы по многим параметрам. Они, казалось бы, не смогут понять друг друга по многим причинам, главная из которых - принадлежность к различным типам культур (русской и немецкой). Во 2 части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба двух национальных корней. Штольц - сильная и гармоничная личность, вобравшая лучшие национальные черты матери и отца (русская мать и педантичный немец-отец). Но, несмотря на все различия, Штольц способен понять Обломова. Это личность новой эпохи, деятельный разночинец.

Так же во 2 части встает вопрос о пути развития русского общества. Обломов критикует отсутствие в прогрессе глобальных целей, твердых устремлений, подкрепляя свою критику идеалом Обломовки, придает последней актуальный общественный смысл. Это раскрывает в Обломове черты дворянского интеллектуала, "лишнего человека", имевшего в прошлом, но утратившего ныне иллюзии патриотического служения Родине, духовного досуга, путешествий по свету, которые заставили бы сильнее полюбить отечество.

Штольц произносит слово "обломовщина", обозначая им комплекс факторов, вызвавших паралич воли героя. Гончаров не оговаривает их прямо, но ясно, что это, в первую очередь, дворянская праздность, которую провозгласили идеалом и которая разрушает личность. Обломовщина - не индивидуальная особенность его героя, но следствие влияния всего общественного настроения в целом, выражение социального неустройства (что неоднократно во всем романе подчеркивает автор).

Что же представляет из себя роман композиционно? 1 часть обрисовала обломовщину, 2 часть объяснила ее. Герой решил поехать путешествовать, но не поехал. Илья Ильич влюбился. И сразу же продемонстрировал изначальную слабость своей натуры: Ольга оказалась практичнее и активнее. Любовь Обломова возвышенна, но отвлеченна (здесь он похож на Чацкого и Онегина). 2 часть заканчивается летним объяснением в любви, 3-ю часть заключают осеннее затухание чувств, снегопад на Выборгской стороне, болезнь Обломова, и появляется вдова Пшеницына, вторая героиня обломовского "романа". Любовь дворянина двойственна: отвлеченно-романтическая, целомудренно-духовная - к дворянке-невесте и грубо чувственная "барская" страсть к простолюдинке - экономке, наложнице. Двойственен не только Обломов, в романе также встречаются герои-двойники и места-двойники. Например, в начале романа Обломовку заменила квартира на Гороховой, теперь - дом на Выборгской.

Вернемся к композиции романа (очень стройной и логичной): 1 часть моногеройная - Обломов как таковой, во 2 и 3- сопоставление его со Штольцем (дворянин и разночинец) и Ольгой (пассивная и активная натуры). В 4 части Обломов попадает в новую социальную среду и новую Обломовку - мир средних чиновников и городского мещанства. И здесь живут деятельноактивные люди, их трудом держится эта, тоже патриархальная идиллия. Во "Сне Обломова" крестьянский труд дан издали, здесь - крупным планом, но не крестьянский.

Интересны и женские образы романа. С огромной художественной силой Гончаров воспроизводит женскую самоотверженность в заботах о семье, женский домашний труд. Имя Агафьи Матвеевны Пшеницыной взято автором из гоголевской "Женитьбы" (героев которой напоминают Обломов и Тарантьев в 1 части), а отчество - у своей матери (которая рано овдовела и стала жить с барином, где Гончаров и получил дворянское воспитание). Самоотверженность деятельных простолюдинок (Пшеницыной и жены Захара - Анисьи) сочетается с себялюбивой пассивностью мужчин - это две стороны патриархального идеала Обломовки. Неосознанная жертвенность привлекательной вдовы и ее осмысленный творческий труд (хотя бы в области кулинарного искусства) во имя благополучия ближнего освещают новую Обломовку.

Образ Обломова окончательно раскрывается только в последней части романа. Герой проявляет новые черты характера: решается вступить в брак с неровней. Ему хорошо среди простолюдинов и их детей. Перед читателем возникают две семейные "идиллии" - Обломова и Штольца. Но Ольга не удовлетворена своим замужеством, а Обломов умирает, ибо этот опоэтизированный быт обречен.

Заключение

Современная критика мало чем отличается от своих предшественников. Конечно, появились такие взгляды, которые в прошлые времена не могли изложить в силу тех или иных обстоятельств. Но можно смело сказать, что современная критика не может обойтись без взглядов Добролюбова, Дружинина и Писарева.

Библиографический список

1. Быкова, Н. Г. Как написать сочинение? / Н. Г. Быкова. – М.: Филол. О-во «СЛОВО», АСТ, Компания «Ключ-С», Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. – 576 с.

2. Котельников, В.А. Иван Александрович Гончаров / В. А. Котельников. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

3. Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 400 с.


Категория: Всё для рефератов! | Добавил: YeeeGORka (18/03/12)
Просмотров: 2565 | Теги: критика, Обломов, Гончаров | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]