ПЕДАГОГИКА ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
Миссия детского оздоровительного лагеря:
педагогические приоритеты и вызовы
ИСТОЧНИКИ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЛАГЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- мировая гуманистическая педагогика и психология;
- детское движение (скаутизм, пионерия);
- лагерное движение;
- педагогика общей заботы И.П.Иванова и коммунарство;
- нормативно-правовая база в отношении ребенка (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон об образовании)
Игорь Петрович Иванов (1923 — 1992). Доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им.А.И.герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко. Подаривший «Орлёнку» идею общественной направленности жизни коллектива на пользу и радость людям, педагогику общей заботы, педагогику социального творчества, методику коллективной творческой деятельности.
Сталь Анатольевич Шмаков (1931– 1998). Ученый и педагог, профессор, академик. К его педагогическим дарам «Орлёнку» следует отнести: концепцию коллективной творческой деятельности школьников в сфере досуга, системное исследование игры как феномена культуры, методику организации праздников «своими руками». Он подарил нам свою формулу педагогического успеха: от сотрудничества – к содружеству, от содружества – к сотворчеству ребёнка и взрослого.
Олег Семёнович Газман (1936– 1996). Руководил «Орлёнком» в пору его необычайно творческого взлёта. Был не только замечательным педагогом-практиком, но и известным ученым, создавшим особую педагогику «смелую, свободную, выверенную в мелочах и очень высокую по цели». Выдвинул ряд крупных идей и концепций: педагогика свободы, педагогика поддержки.
Анатолий Викторович Мудрик (р. 1941). Доктор педагогических наук член-корреспондент РАО. Автор концепции социального воспитания и социализации человека, которая является фундаментальной для современных направлений социально-педагогической и социально-психологической теории и практики. Подарил «Орлёнку» идею общения как фактора воспитания подростков.
Михаил Иосифович Рожков (р.1946). Главный научный сотрудник РАО, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ. Помог «орлятам» разобраться в сущности процесса развития самоуправления во временных детских объединениях, развить методику работы по стимулированию детского лидерства, содержанию подготовки детей к организаторской деятельности.
Алексей Константинович Бруднов (1948–1999) – один из главных стратегов становления и развития современной системы дополнительного образования детей, человек, оставивший глубокий след в образовательной системе России. Большое внимание уделял методическому сопровождению образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
Виктор Иванович СЛОБОДЧИКОВ (р.1944) российский психолог доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, директор Института развития дошкольного образования РАО
Елена Владимировна Титова (1953) . Доктор педагогических наук. Профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена и кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развитии Санкт-Петербургского государственного университета. Её идеи помогли «Орлёнку» в поиске эффективных форм, методик, технологий организации воспитательного процесса в условиях временного детского объединения, в разработке методик оценки качества педагогической деятельности, её результативности и эффективности.
Борис Викторович Куприянов - доктор наук, профессор, доцент Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, тема диссертации: Социальное воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования детей
Владимир Абрамович Караковский
Вера Петровна Бедерханова
Сергей Иванович Панченко
Сергей Данилович Поляков
РЕБЕНОК В ЛАГЕРЕ
- возрастные, физиологические и психологические особенности;
- социальные особенности (национальные,культурные,
конфессиональные, семейные);
- разноуровневость имеющихся компетенций.
ПОТРЕБНОСТИ СОВРЕМЕННГО ПОДРОСТКА, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА САМОРАЗВИТИЕ
- безопасность и благополучие (социальное, физическое, эмоционально-психологическое, информационное, интеллектуальное )
+
- когнитивные (познавательные);
- креативные (творческие);
- коммуникативные;
- гностические (жизненного целеполагания);
- адекватной оценки со стороны других.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЛАГЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ
- Единая целевая ориентация в деятельности, сплочение участников вокруг общей значимой цели;
- Уникальность данной лагерной встречи;
- Эмпатийность участников;
- Включение детей в преобразование (улучшение) окружающего мира через реализацию личных и социальных инициатив, организацию жизнедеятельности своего сообщества;
- Со - бытийный подход к воспитанию;
- Со - участие детей в воспитательном процессе;
- Совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых;
- Творческий подход к организации жизнедеятельности (уклад жизни).
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ ЭТО:
- социальная услуга;
- пространство развития;
- площадка диалога с родителями;
- модель «гражданского общества»;
- развивающий санаторий;
- педагогическая лаборатория;
ПРОСТРАНСТВА В ЛАГЕРЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
- Оздоровление;
- Образование;
- Отдых;
- Общение;
- Отношения;
- Одухотворенность, оптимизм в восприятии мира;
- Оптимальная организация жизнедеятельности, безопасность;
Педагогическое со-бытие – момент реальности, в котором происходит личностно развивающая, целе- и ценностно- ориентированная встреча взрослого и ребенка
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СО-БЫТИЙНОЙ ОБЩНОСТИ:
- совместное бытие, соприкосновение жизней, их пересечение в общем эмоционально-психологическом и ценностно-смысловом пространствах, характеризующееся принятием друг друга, взаимопониманием, духовной связью (общностью), близостью, чувством МЫ;
- неформальный, открытый тип отношений, общность создается совместными усилиями участников;
- взаимодействие в со-бытийной общности – межпозиционное, требующее самоопределения, выбора, демонстрации собственной позиции, что необходимо для воспитания и развития субъектности юношества;
- единая целевая ориентация в деятельности, сплочение участников вокруг общей значимой цели;
- рефлексивная общность, позволяющая осознавать процессы и явления, выводить на индивидуальное осознание себя, своей позиции в общности и жизни
ПОДХОД К РЕБЕНКУ И ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ:
- гуманистический,
- технологии сотрудничества и педагогической поддержки,
- системное вовлечение в социальную практику
ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ:
- к Родине – патриотизм, забота,
- российская идентичность;
- к обществу – гражданственность, активность, сознательное отношение к общественному долгу;
- к людям – гуманизм, товарищеская забота;
- к себе, как товарищу других людей, – забота, активность и инициативность,
- к делу – ответственность за взятое на себя поручение, выполнение своих обязанностей;
- к природе как сущности всего живого на Земле.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- интеллектуально-познавательная;
- физкультурно-оздоровительная;
- художественно-творческая;
- социальная и трудовая;
- ценностно-ориентированная;
- информационно-коммуникативная;
- лидерско-организаторская.
ИНВАРИАНТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОТРЯДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отрядная деятельность – педагогически целесообразная организация 2-3 педагогами всей жизнедеятельности детского объединения (отряда) в течение лагерной смены: и проживания, и отдыха, и запланированных вместе с детьми дел, и работы отряда по тематике общелагерного проекта.
Инвариантная составляющая отрядной работы - это обязательная деятельность педагога по обеспечению системы ключевых дел и событий отряда, позволяющих в первую очередь решать общеразвивающие задачи, направленные на освоение подростками ценностей культурного взаимодействия, образцов отношений и общения в различных видах деятельности при неукоснительном соблюдении норм и требований безопасности и благополучия детей.
Вариативная составляющая отрядной работы - совместная деятельность педагога и детей по реализации содержания тематического проекта, целевые установки которой должны четко обозначаться административными группами.
- экскурсия по лагерю
- огонёк знакомства
- хозяйственный сбор отряда
- организационный сбор отряда
- планирование деятельности отряда
- утренний информационный сбор отряда
- вечерний сбор отряда
- познавательные занятия по образовательным программам
- с детьми анализ с детьми дел и событий дня
- обучение ребят основам организации совместных дел
- подвижные игры и физкультурно-оздоровительные дела,
- Подготовка и проведение для детей и совместно с ними отрядных досугово-развлекательных игр и дел
- отчётно-перевыборный сбор
- итоговый сбор отряда
- огонёк посвящения в орлята
СТАДИИ (ЭТАПЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ:
- предварительная работа педагогов по программированию деятельности группы;
- Сами (вместе –дети и взрослые) находим цель;
- сами планируем путь её достижения, сами прокладываем маршрут;
- сами идем по этому пути, организуем жизнь, сами готовим события;
- сами реализуем задуманное, проводим интересные и полезные дела;
- сами анализируем сделанное, прожитое, корректируем маршрут, определяем дальнейшие шаги (последействие)
ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКА:
- организатор;
- активный участник;
- пассивный участник;
- активный наблюдатель (зритель);
- пассивный наблюдатель (зритель);
- «дезорганизатор».
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- мероприятия;
- КТД;
- КТИ;
- обучающие занятия, тренинги, упражнения;
- праздники, шоу;
- творческие и социальные проекты, акции.
ЛОГИКА ПРОЖИВАНИЯ И УСЛОЖНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ЛАГЕРЕ
- Адаптационный;
- Демонстрационный;
- Образовательный;
- Самореализации;
- Реадаптационный (последействие)
- ИГРЫ: на самопрезентацию, демонстрацию умений и способностей, сплочение, формирование благоприятного климата и отношений;
- ДЕЛО: для себя, для других, для всех;
- СИСТЕМА отрядных сборов;
- СИСТЕМА отрядных «огоньков»;
- ДИНАМИКА развития сюжетно-игровой линии;
- ЗЕРКАЛЬНОСТЬ начальных и финальных событий ;
РОЛИ И ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В ЛАГЕРЕ
- Старший брат/сестра, попечитель;
- Охранник, инженер по ТБ;
- Управленец, менеджер;
- Вожак, организатор, лидер, воодушевитель;
- Аниматор, ведущий, шоу-мен,
- Помощник, советник, консультант,
- Методист, учитель, эксперт;
- Автор,сценарист, режиссер, актер;
- Утешитель, социальный педагог, психолог;
- Игротехник, мастер игры;
- Помощник, ассистент, подмастерье,
- Тренер;
- Художник, оформитель, декоратор, дизайнер, костюмер;
Воспитательный результат – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или ином виде воспитательной деятельности.
Воспитательный эффект – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.
РЕЗУДЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ЛАГЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ
- Удовлетворенность (интеллектуальная, физическая, эмоционально-психологическая, социальная) ребенка жизнью, создаваемой детьми и взрослыми в лагере;
- Со-причастность/включенность ребенка в процесс жизнетворчества, его участие в выбранных видах деятельности;
- Изменение мотивации деятельности подростка в сторону позитивного социального опыта (расходящиеся круги);
- Самореализация и успех подростка в различных видах деятельности;
- Принятие подростком орлятских ценностей, законов и традиций, осознание себя «орлёнком», членом Большого орлятского круга
- Овладение подростком способами организации собственной деятельности и деятельности своих сверстников.
ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ
- комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах воспитательной деятельности;
- тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов воспитательной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа экологического воспитания и т.п.)
- Программы дополнительного образования, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая 1-й уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая 1-й и 2-й уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая 2-й и 3-й уровни результатов).
Такие программы ориентированы на возрастные особенности детей, их опыт, интересы и потребности.
ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- образовательные программы по конкретным видам дополнительного образования;
- программы отрядной деятельности;
- индивидуальные развивающие программы.
|