Главная » Статьи » Педагогика и психология

ПЕДАГОГИКА ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

ПЕДАГОГИКА ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

 

Миссия детского оздоровительного лагеря:

 педагогические приоритеты и вызовы

 

ИСТОЧНИКИ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЛАГЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

  • мировая гуманистическая педагогика и психология;
  • детское движение (скаутизм, пионерия);
  • лагерное движение;
  • педагогика общей заботы И.П.Иванова и коммунарство;
  • нормативно-правовая база в отношении ребенка (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон об образовании)

 

Игорь Петрович Иванов (1923 — 1992). Доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им.А.И.герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко. Подаривший «Орлёнку» идею общественной направленности жизни коллектива на пользу и радость людям, педагогику общей заботы, педагогику социального творчества, методику коллективной творческой деятельности.

Сталь Анатольевич Шмаков (1931– 1998).  Ученый и педагог, профессор, академик.   К его педагогическим дарам  «Орлёнку» следует отнести: концепцию коллективной творческой деятельности школьников в сфере досуга,  системное исследование игры  как феномена культуры,  методику организации праздников «своими руками». Он подарил нам свою формулу педагогического успеха: от сотрудничества – к содружеству, от содружества – к сотворчеству ребёнка и взрослого.

 Олег Семёнович Газман (1936– 1996). Руководил «Орлёнком» в пору его необычайно творческого взлёта. Был не только замечательным педагогом-практиком, но и известным ученым, создавшим особую педагогику «смелую, свободную, выверенную в мелочах и очень высокую по цели». Выдвинул ряд крупных идей и концепций: педагогика свободы, педагогика поддержки.

Анатолий Викторович Мудрик (р. 1941).  Доктор педагогических наук член-корреспондент РАО. Автор концепции социального воспитания и социализации человека, которая является фундаментальной для современных направлений социально-педагогической и социально-психологической теории и практики. Подарил «Орлёнку»  идею общения как фактора воспитания подростков.

Михаил Иосифович Рожков (р.1946). Главный научный сотрудник РАО, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ. Помог «орлятам» разобраться в сущности  процесса развития самоуправления во временных детских объединениях,  развить методику работы по стимулированию детского лидерства, содержанию подготовки детей к организаторской деятельности.

Алексей Константинович Бруднов (1948–1999) – один из главных стратегов становления и развития современной системы дополнительного образования детей, человек, оставивший глубокий след в образовательной системе России. Большое внимание уделял методическому сопровождению образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

Виктор Иванович СЛОБОДЧИКОВ (р.1944) российский психолог доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, директор Института развития дошкольного образования РАО

 Елена Владимировна Титова (1953) . Доктор педагогических наук. Профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена и кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развитии Санкт-Петербургского государственного университета. Её идеи помогли «Орлёнку» в поиске эффективных форм, методик, технологий организации     воспитательного процесса в условиях временного детского объединения, в  разработке методик оценки качества педагогической деятельности, её     результативности и эффективности.

 Борис Викторович  Куприянов - доктор наук, профессор, доцент Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, тема диссертации: Социальное воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования детей

Владимир Абрамович Караковский

Вера Петровна Бедерханова

Сергей Иванович Панченко

Сергей Данилович Поляков

 

РЕБЕНОК В ЛАГЕРЕ

  • возрастные, физиологические  и психологические особенности;
  • социальные особенности (национальные,культурные,

            конфессиональные, семейные);

  • разноуровневость имеющихся компетенций.

 

ПОТРЕБНОСТИ СОВРЕМЕННГО ПОДРОСТКА, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА САМОРАЗВИТИЕ

  • безопасность и благополучие (социальное, физическое, эмоционально-психологическое, информационное, интеллектуальное )

+

  •  когнитивные (познавательные);
  • креативные (творческие);
  • коммуникативные;
  • гностические (жизненного целеполагания);
  • адекватной оценки со стороны других.

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЛАГЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

  • Единая целевая ориентация в деятельности, сплочение участников вокруг общей значимой цели;
  • Уникальность данной лагерной встречи;
  • Эмпатийность участников;
  • Включение детей в преобразование (улучшение) окружающего мира через реализацию личных и социальных инициатив, организацию жизнедеятельности своего сообщества;
  • Со - бытийный подход к воспитанию;
  • Со - участие детей в воспитательном процессе;
  • Совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых;
  • Творческий подход к организации жизнедеятельности (уклад жизни).

 

ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ ЭТО:

  • социальная услуга;
  •  пространство развития;
  •  площадка диалога с родителями;
  •  модель «гражданского общества»;
  •  развивающий санаторий;
  •  педагогическая лаборатория;

 

ПРОСТРАНСТВА В ЛАГЕРЕ, НЕОБХОДИМЫЕ  ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

  • Оздоровление;
  • Образование;
  • Отдых;
  • Общение;
  • Отношения;
  • Одухотворенность, оптимизм в восприятии мира;
  • Оптимальная организация жизнедеятельности, безопасность;

 

 

Педагогическое со-бытие – момент реальности, в котором происходит личностно развивающая, целе- и ценностно- ориентированная встреча взрослого и ребенка

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СО-БЫТИЙНОЙ ОБЩНОСТИ:

  • совместное бытие, соприкосновение жизней, их пересечение в общем эмоционально-психологическом и ценностно-смысловом пространствах, характеризующееся принятием друг друга, взаимопониманием, духовной связью (общностью), близостью, чувством МЫ;
  • неформальный, открытый тип отношений, общность создается совместными усилиями участников;
  • взаимодействие в со-бытийной общности – межпозиционное, требующее самоопределения, выбора, демонстрации собственной позиции, что необходимо для воспитания и развития субъектности юношества;
  • единая целевая ориентация в деятельности, сплочение участников вокруг общей значимой цели;
  • рефлексивная общность, позволяющая осознавать процессы и явления, выводить на индивидуальное осознание себя, своей позиции в общности и жизни

 

ПОДХОД К РЕБЕНКУ И ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ:

  • гуманистический,
  • технологии сотрудничества и                       педагогической поддержки,
  • системное вовлечение в социальную          практику

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ:

  • к Родине – патриотизм, забота,
  • российская идентичность;
  • к обществу – гражданственность, активность, сознательное отношение к общественному долгу;
  • к людям – гуманизм, товарищеская забота;
  • к себе, как товарищу других людей, – забота, активность и инициативность,
  • к делу – ответственность за взятое на себя поручение, выполнение своих обязанностей;
  • к природе как сущности всего живого на Земле.

 

 

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • интеллектуально-познавательная;
  • физкультурно-оздоровительная;
  • художественно-творческая;
  • социальная и трудовая;
  • ценностно-ориентированная;
  • информационно-коммуникативная;
  • лидерско-организаторская.

ИНВАРИАНТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОТРЯДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Отрядная деятельность – педагогически целесообразная организация 2-3 педагогами всей жизнедеятельности детского объединения (отряда) в течение лагерной смены: и проживания, и отдыха, и запланированных вместе с детьми дел, и работы отряда по тематике общелагерного проекта.

            Инвариантная составляющая отрядной работы - это обязательная деятельность педагога по обеспечению системы ключевых дел и событий отряда, позволяющих в первую очередь решать общеразвивающие задачи, направленные на освоение подростками ценностей культурного взаимодействия, образцов отношений и общения в различных видах деятельности при неукоснительном соблюдении норм и требований безопасности и благополучия детей.

            Вариативная составляющая отрядной работы - совместная деятельность педагога и детей по реализации содержания тематического проекта, целевые установки которой должны четко обозначаться административными группами.

  • экскурсия по лагерю
  • огонёк знакомства
  • хозяйственный сбор отряда
  • организационный сбор отряда
  • планирование деятельности отряда
  • утренний информационный сбор отряда
  • вечерний сбор отряда
  • познавательные занятия по образовательным программам
  • с детьми анализ с детьми дел и событий дня
  • обучение ребят основам  организации  совместных дел
  • подвижные игры и физкультурно-оздоровительные дела,
  • Подготовка и проведение для детей и совместно с ними отрядных досугово-развлекательных игр и дел
  • отчётно-перевыборный сбор
  • итоговый сбор отряда
  • огонёк посвящения в орлята

 

СТАДИИ (ЭТАПЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ:                                                                       

  • предварительная работа педагогов по программированию деятельности группы;
  • Сами (вместе –дети и взрослые) находим цель;
  • сами планируем путь её достижения,  сами прокладываем маршрут;
  • сами идем по этому пути, организуем жизнь, сами готовим события;
  • сами реализуем задуманное, проводим интересные и полезные дела;
  • сами анализируем сделанное, прожитое, корректируем маршрут, определяем дальнейшие шаги (последействие)

 

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКА:

  • организатор;
  • активный участник;
  • пассивный участник;
  • активный наблюдатель (зритель);
  • пассивный наблюдатель (зритель);
  • «дезорганизатор».

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • мероприятия;
  • КТД;
  • КТИ;
  • обучающие занятия, тренинги, упражнения;
  • праздники, шоу;
  • творческие и социальные проекты, акции.

 

ЛОГИКА ПРОЖИВАНИЯ И УСЛОЖНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ЛАГЕРЕ

  • Адаптационный;
  • Демонстрационный;
  • Образовательный;
  • Самореализации;
  • Реадаптационный (последействие)
  • ИГРЫ: на самопрезентацию, демонстрацию умений и способностей, сплочение, формирование благоприятного климата и отношений;
  •  ДЕЛО: для себя, для других, для всех;
  • СИСТЕМА отрядных сборов;
  • СИСТЕМА отрядных «огоньков»;
  • ДИНАМИКА развития сюжетно-игровой линии;
  • ЗЕРКАЛЬНОСТЬ начальных и финальных событий ;

 

РОЛИ И ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В ЛАГЕРЕ

  • Старший брат/сестра, попечитель;
  • Охранник, инженер по ТБ;
  • Управленец, менеджер;
  • Вожак, организатор, лидер, воодушевитель;
  • Аниматор, ведущий, шоу-мен,
  • Помощник, советник, консультант,
  • Методист, учитель, эксперт;
  • Автор,сценарист, режиссер, актер;
  • Утешитель, социальный педагог, психолог;
  • Игротехник, мастер игры;
  • Помощник, ассистент, подмастерье,
  • Тренер;
  • Художник, оформитель, декоратор, дизайнер, костюмер;

 

Воспитательный результат  – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка,  благодаря его участию в том или ином виде воспитательной деятельности.

Воспитательный эффект – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения  на весь процесс развития личности ребенка.

РЕЗУДЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ  ЛАГЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Удовлетворенность (интеллектуальная, физическая, эмоционально-психологическая, социальная)  ребенка жизнью, создаваемой детьми и взрослыми в лагере;
  • Со-причастность/включенность ребенка в процесс жизнетворчества, его участие в выбранных видах деятельности;
  • Изменение мотивации деятельности подростка в сторону позитивного социального опыта (расходящиеся круги);
  • Самореализация и успех подростка в различных видах деятельности;
  • Принятие подростком орлятских ценностей, законов и традиций, осознание себя «орлёнком», членом Большого орлятского круга
  • Овладение подростком способами организации собственной деятельности и деятельности своих сверстников.

 

 

ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ

  • комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах воспитательной деятельности;
  • тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов воспитательной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа экологического воспитания  и т.п.)
  • Программы дополнительного образования, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая 1-й уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая 1-й и 2-й уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая 2-й и 3-й уровни результатов).

    Такие программы ориентированы на возрастные особенности детей, их опыт, интересы и потребности.

 

ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • образовательные программы по конкретным видам дополнительного образования;
  • программы отрядной деятельности;
  • индивидуальные развивающие программы.

 

Категория: Педагогика и психология | Добавил: YeeeGORka (30/12/15)
Просмотров: 3339 | Теги: детский лагерь, педагогика, педагогика детского лагеря | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]