Главная » Статьи » Педагогика и психология

Соцзащита детей и подростков
Подходы к феномену «трудная жизненная ситуация» различны. Особенности специфики трудной жизненной ситуации в детском возрасте наиболее полно раскрыты в исследованиях социально-психологического и социально-педагогического планов. главным фактором, нарушающим условия нормальной жизнедеятельности ребенка, является отсутствие заботы о нем со стороны взрослого человека. Дефицит заботы ведет к формированию особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся в дезадаптивном и деструктивном поведении. Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, фрустрации, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в психике. Исследуя возрастные особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, отечественные психологи выявили личностные характеристики, которые не позволяют ребенку стать субъектом жизнедеятельности. Это проявляется в нарушении коммуникативных способностей, задержке эмоционального развития, в искажении социальных потребностей, в проявлении предрасположенности к невротическим срывам, в повышенном уровне агрессивности, в формировании базового недоверия к миру, утрате чувства ответственности за свое будущее, веры в себя и социальное окружение, в закреплении чувства страха, одиночества.

Опираясь на вышесказанное, мы определяем трудную жизненную ситуацию детей как ситуацию, порождающуюся совокупностью факторов объективного и субъективного характера, специфических для данной возрастной группы. Отсутствие объективных возможностей проявляется в нарушении ценностного отношения к ребенку со стороны взрослых, ослаблении необходимых социальных связей. Дефицит субъективных возможностей становления ребенка как полноценного субъекта своей жизнедеятельности находит свое отражение в искажениях представлений детей о способах жизнедеятельности людей, в доминировании отрицательных эмоциональных состояний, в неадекватном характере взаимодействия с социумом.

Проблема наличия в обществе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, актуализировала задачу осмысления социально-правовой защиты, обеспечивающей возможность оказания помощи таким детям.
В целях дальнейшей активизации деятельности правительств и неправительственных органов по социальной защите детства Организация Объединенных Наций провела в сентябре 1990 года Всемирную встречу на высшем уровне, в которой приняли участие президенты и премьеры ста пятидесяти государств. Участники встречи приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также план действий по осуществлению этой декларации.

2.2 Организация социальной - правовой защиты детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию в современной России


В 90-е годы в результате проведения реформ в России проблемы социально- прввовой защиты детей и подростков значительно обострились. Основными причинами этого явились фактическое общее снижение роли государства в системе социальной защиты ,ликвидация КПСС с ее мощным влиянием на все формы социальной защиты детства, ослабление роли профсоюзов, ликвидация комсомольской и пионерской организаций и отсутствие какой-либо альтернативы им, значительное снижение общего жизненного уровня населения России, серьезное сокращение государственных расходов на содержание, обучение и воспитание детей.

Система социально-правовой защиты детей и подростков в постсоветский период претерпела серьезные качественные изменения и по целям, и по составу субъектов, и по формам, и по уровню ее материальной базы.

Значительным качественным изменениям подверглась нормативно-правовая база социально-правовой защиты детей и подростков. В числе наиболее важных законотворческих решений выделяются следующие:

* принятие Россией обязательства соблюдать положения и принципы Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка»; признание ребенка самостоятельным субъектом права, а его интересов -- приоритетными среди потребностей общества; законодательное закрепление прав детей, в соответствии с Конвенцией, в Конституции Российской Федерации, в Семейном кодексе и Трудовом кодексе РФ, в других федеральных и региональных нормативно-правовых актах;

* нормативно-правовые акты по вопросам материального обеспечения детей, их физического, умственного и психического развития. В их числе Федеральная программа «Дети России», утвержденная Указом Президента РФ в августе 1994 г. и пролонгированная до 2005 года Указом от 30 ноября 1999 г.;

* акты, направленные на улучшение обучения и воспитания подрастающего поколения (Закон РФ «Об образовании»), на противодействие развитию криминальных тенденций в среде несовершеннолетних (Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав») и др.;

* определение системы компенсаций семьям с детьми через государственные и общественные организации (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров»);

* регламентация порядка и правил устройства детей, оставшихся без попечения родителей; решение ряда вопросов усыновления (удочерения), в том числе с иностранным элементом; поддержка институтов опеки и попечительства, приемной семьи и др.;

* разработка мер по повышению рождаемости, преодолению генетически обусловленных заболеваний, реальному снижению рождаемости от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, с аномалиями психического и физического развития (Указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ») и др.;

* создание механизма формирования и реализации государственной политики в интересах детей (постановление Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН «О правах ребенка» и Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей»).

Руководствуясь рекомендациями Конвенции ООН «О правах ребенка», Российская Федерация присоединилась к Всемирной декларации «Об обеспечении выживания, зашиты и развития детей», а также к Плану ее реализации. Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Во исполнение рекомендаций международного сообщества в России принят ряд государственных решений -- указов Президента, постановлений Правительства РФ, законов Российской Федерации. Этими документами проблемы детства объявлены приоритетными, определены основные направления государственной политики в области защиты прав и интересов несовершеннолетних, определены группы детей, требующих особого внимания государства, утверждены конкретные программы мероприятий по социальной защите детства. Особенно детально разработана Президентская программа «Дети России», в которой названы десять категорий детей, особенно нуждающихся в социальной защите, и сформулированы основные направления работы по реализации каждой из десяти подпрограмм. В соответствии с международными обязательствами Правительством РФ принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации (1995 г.). В нем указаны приоритетные направления по социальной защите детства, обязательные для всех государственных органов при формировании и реализации социально-экономического развития страны. План способствует координации усилий субъектов социальной защиты детства -- правительственных и неправительственных организаций, образовательных учреждений и семей -- в деятельности по улучшению по-ложения детей и защите их законных прав и интересов.

В соответствии с Национальным планом действий и в целях координации усилий исполнителей этого плана образована специальная правительственная комиссия. В числе ее функций -- вопросы усыновления детей, в том числе иностранными гражданами, опеки и попечительства, приемных семей, детских учреждений, летнего отдыха и оздоровления детей, занятости несовершеннолетних.

По поручению Правительства РФ в 1994 году группой ученых и сотрудников заинтересованных министерств и ведомств впервые подготовлен доклад «О положении детей в России». Цель и смысл доклада -- обеспечение заинтересованных государственных органов управления, общественных организаций, ученых, специалистов, населения Российской Федерации объективной систематизированной информацией о положении детей в России и о тенденциях его изменения под воздействием проводимых в стране социально-экономических преобразований; уточнение приоритетных сфер и направлений деятельности по решению детских проблем; разработка и реализация конкретных мероприятий по обеспечению прав и законных интересов детей.

Разрабатывая и совершенствуя Уголовный кодекс Российской Федерации, специалисты, государственные органы уточнили особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, усилили защиту ребенка от физического, психического и полового насилия, от жестокости взрослых и эксплуатации детей, от пренебрежения их законными интересами.

В Семейный кодекс Российской Федерации (1995 г.) впервые включена глава о правах несовершеннолетних. Ныне действующий кодекс законодательно гарантирует право ребенка жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право выражать свое мнение, имущественные и другие права ребенка. Постоянно совершенствуется правовая база выплаты пособий на детей. Этому, в частности, посвящены указы Президента РФ «О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан» (1993 г.) Указ о дополнительных пособиях и выплатах. Правительством РФ установлен порядок назначения и выплат единого ежемесячного пособия на каждого ребенка и пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возрастаполутора лет. Заботясь о здоровье подрастающего поколения, Правительство РФ приняло постановление «О государственной поддержке медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (1994 г.), которым установило бесплатную выдачу всех лекарственных средств по рецептам врачей при амбулаторном лечении детей первых трех лет жизни детям из многодетных семей в возрасте до шести лет, детям инвалидам до 16 лет, детям и подросткам в возрасте до восемнадцати лет, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы. Этим же постановлением органам государственной власти субъектов Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников предложено увеличивать ассигнования на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для детских дошкольных учреждений, детских домов и других учреждений здравоохранения и социальной сферы. Важным компонентом системы социальной защиты детства является, зашита прав детей в области образования. Конституция Российской Федерации гарантирует российским детям общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, то есть неполного среднего, и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование для детей является обязательным, а родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить его получение детьми. Конституционные положения о праве детей на образование получили дальнейшее развитие и детализацию в Законе РФ «Об образовании» (1996 г.) и многих других нормативно-правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней.
В нынешней России материальные и другие возможности социального обеспечения детей резко сократились. Соответственно значительно снизились возможности семей по реализации прав ребенка на жизнь, здоровье и разностороннее развитие. Сегодня завершается переход от социального обеспечения всех детей к социальной защите детей, попавших в неблагоприятную ситуацию. Мероприятия социальной защиты становятся все более адресными и индивидуализированными. Перечень субъектов социальной зашиты детства, однако, значительно сократился, хотя к нему и добавляются постепенно церковь и монастыри.
**********
Глобальные преобразования в России в конце XX века привели к серьезному обострению социально-экономических проблем, к усилению социальной дифференциации, изоляции, исключению (эксклюзии) или ограничению доступа социально незащищенных групп населения к полноправному участию в реальной общественной жизни. В качестве тревожных симптомов осложненной социальной ситуации жизни, в первую очередь в детском населении нашего общества, выступают растущие масштабы асоциального поведения среди подростков, серьезное увеличение численности детей, проживающих в трудных жизненных ситуациях. Общество ощущает острую необходимость в оказании помощи таким детям, являющимся, как правило, воспитанниками социальных и образовательных учреждений и оказанию им социально-правовой поддержки.

Помощь ближнему всегда была характерной чертой славянских народов. Первый опыт общественной заботы о наименее защищенных детях -- сиротах и оставленных родителями -- на Руси возникает в родовой общине славян. Эта забота и помощь «всем миром» постепенно становятся одной из характерных черт и традиций славянского и затем российского менталитета, проявляясь в форме создания специальных «домов», где «всем миром» кормили и обслуживали сирот и брошенных малюток. Собиравшиеся там же бездомные старики и старухи становились их своеобразными воспитателями. Все там было убого: жилище, содержание, воспитание, но это уже был зародыш элементов социальной защиты детства.

Особенно значительный опыт социальной защиты детства накоплен в советский период истории российского общества и государства. Именно в советский период отдельные идеи, формы, методы и структурные элементы социальной защиты детства складываются в стройную систему.

Процесс формирования советской системы социальной зашиты детства был неоднозначным, сложным и порой противоречивым. Некоторые элементы дореволюционной социальной защиты детства советским обществом были приняты и усовершенствованы, другие не были востребованы, третьи - упразднены и отвергнуты.

В международном сообществе вопрос об отдельном рассмотрении проблем социально-правовой защиты детства возник сравнительно недавно -- в результате массовых движений за демократические реформы XIX века. Под влиянием этих демократических движений ряд государств, в том числе Россия, приняли на себя обязательства по социальной защите детей от рабства и торговли ими, от вовлечения в проституцию, от эксплуатации детей работодателями, от произ-вола родителей и от других невзгод.

В 90-е годы в результате проведения реформ в России проблемы социально- правовой защиты детей и подростков значительно обострились. Основными причинами этого явились фактическое общее снижение роли государства в системе социальной защиты ,ликвидация КПСС с ее мощным влиянием на все формы социальной защиты детства, ослабление роли профсоюзов, ликвидация комсомольской и пионерской организаций и отсутствие какой-либо альтер-нативы им, значительное снижение общего жизненного уровня населения России, серьезное сокращение государственных расходов на содержание, обучение и воспитание детей.

Система социально-правовой защиты детей и подростков в постсоветский период претерпела серьезные качественные изменения и по целям, и по составу субъектов, и по формам, и по уровню ее материальной базы.

В соответствии с пунктом 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации дети в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения нуждаются в за-щите со стороны государства. Такую функцию призваны осуществлять органы опеки и попечительства.
____________
Категория: Педагогика и психология | Добавил: YeeeGORka (13/05/12)
Просмотров: 1646 | Теги: шпаргалки, педагогика | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]