Главная » Статьи » Педагогика и психология

Воспитание
1. Воспитание как основная категория педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».
«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе. Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.
Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.
Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».
Цели и задачи воспитания на современном этапе.
При развитии общества меняется воспитание. Сейчас в республике уделяется большое внимание реформированию общеобразовательной школы. Оно предусматривает создание новой системы воспитания, основанной на принципах гуманизма и демократии.
Претерпевают изменения и приоритеты в воспитании. Мы осознаём, что хотим видеть подрастающего человека информированным, творческим, свободным, способным к самосовершенствованию.
Социально-технологическая модель системы школьно-семейного воспитания «Ориентир» имеет , на мой взгляд, следующие основные особенности:
- целостность, чёткость организации, что достигается через продуманную структуру планирования , наличие структурных проектов, блоков ;
- создание содружества детей и социально заинтересованных взрослых ( учителя, воспитателя, родителей и д.р ) ;
- активная позиция самих уч-ся (участие в планировании занятий, подготовке к ним, наличие системы групповых и индивидуальных поручений).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
1. Содействовать тому, чтобы начальное звено образования стало фундаментом личностного развития ребёнка.
2. Создать условия для органической связи обучения и воспитания.
3. Способствовать становлению системы школьно-семейного воспитания, которая основывается на поиске, творчестве, заботе, милосердии, дружбе детей и взрослых.
4. Разрабатывать механизмы творческого содружества поколений.
5. Внедрять технологии воспитания, которые будут интересны детям и социально ответственным взрослым.
********
29. Пути и формы воспитания межнационального согласия.
О путях и формах сохранения межнационального мира и согласия
НА ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ части территории многонациональной Российской Федерации межнациональные отношения отличаются миром и согласием граждан. Однако определенная часть населения, как это видно из предыдущего анализа, в той или иной мере включена в состояние межнациональной напряженности. А на юге России, в Чечне, как известно, конфликт принимал крайние формы. Сейчас, с установлением мира с трудом устраняются его тяжкие последствия.
Российским государством немало делается для сохранения мира, для предотвращения и разрешения различных конфликтов. Однако необходимо принятие комплекса более эффективных мер по профилактике многонациональной напряженности и разрешению конфликтов. Прежде всего должна на практике осуществляться главная установка "Концепции государственной национальной политики Российской Федерации". "Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации — говорится в этом документе, — состоят в обеспечении условий для полноправного социально го и национально-культурного развития всех народов России, упрочении общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью".
В многонациональной Российской Федерации большую значимость приобретает постоянное прогнозирование, выявление и анализ возникающих тенденций неурегулированности национальных отношений. При этом выявленные тенденции должны не консервироваться, а как можно скорее учитываться как федеральными, так и местными, региональными властями в их практическ ой деятельности. Должен вырабатываться общий знаменатель в том, чтобы добиться четкого урегулирования именно этого звена отношений.
Выявленные властными и аналитическими органами государства тенденции должны становиться достоянием Совета Безопасности при Президенте РФ, Правительства РФ, Миннаца России, органов власти субъектов Федерации. По результатам анализа вышеназванными государственными органами должны оперативно приниматься решения.
Межнациональная напряженность обусловливается комплексом различных, взаимосвя занных причин. Важнейшая из них — углубление кризиса в экономике и вытекающее из нее нарастание трудностей в социальной сфере, падение жизненного уровня населения. Поиск путей эффективного реформирования хозяйственной жизни, исключающего тенденции ухудшения материального положения населения, — центральная задача государственных органов России.
Важную миротворческую интегративную в федеральных масштабах функцию могут сыграть ассоциации экономического взаимодей ствия регионов РФ. Есть необходимость аналитического обобщения и распространения их опыта в интегрировании субъектов РФ, солидаризации ее населения.
Существенная роль в разрешении имеющихся противоречий экономического и межрегионального характера принадлежит совершенствованию федеративных отношений. Особую значимость имеют договорные отношения, процесс заключения соответствующих договоров о разделении полномочий с учетом специфики субъектов РФ. Документы такого плана подлежат экспертизе на предмет учета этнополити ческого фактора.
Необходимо безотлагательное принятие мер по согласительным процедурам, в том числе и приведение в движение Конституционного суда РФ, для устранения расхождения положений конституций республик, уставов краев и областей с Основным Законом РФ. Затягивание урегулиро вания данной проблемы усугубит положение и приведет к новым конфликтным ситуациям. Так как на возникновение межнациональной подозрительности и напряженности довольно сильно воздействует нарушение паритета представительства национальностей в органах власти, особенно в республиках РФ, а также "выдавливание" из управленческих и других престижных структур представителей нетитульных национальностей, следует обратить существен ное внимание на выявление фактов подобного рода.
Большие резервы стабилизации федератив ных отношений содержатся в реализации Закона "О национально-культурной автономии". Это даст возможность ряду народов добиться национального возрождения без болезненных перекроек территории. Определенную роль должно сыграть и воплощение в жизнь законодатель ства по установлению в России подлинного местного самоуправления. Без развития местного самоуправления невозможно развязать узлы противоречий межнационального характера. В этом деле нужно соединять усилия государственных служб с усилиями общественности, граждан на местах.
Особое место в системе межнациональных отношений занимает проблема национальных меньшинств. Кое-где на положение таковых не обращается внимания или же их права ущемляются. Активизация работы государственных органов власти всех уровней по удовлетворе нию запросов национальных меньшинств, безотлагательное принятие Закона "О национальных меньшинствах" одно из важнейших средств профилактики межнациональной напряженности. Необходим систематический анализ положения национальных меньшинств в субъектах РФ и информирование о нем правительства РФ.
Учитывая тот факт, что в сознании российской общественности превалирует мнение о зависимости судеб РФ от разумного решения проблем последствий чеченского кризиса, принять все возможные политические средства для быстрейшего их устранения. Безопасность России и престиж государственного руководства в значительной мере зависят от способности урегулировать последствия чеченского кризиса без ущерба авторитету государства.
Должен быть погашен и "тлеющий фитиль" осетино-ингушского конфликта, так как затягивание его чревато непредсказуемыми последствиями.
Определенное значение способна оказать поддержка государством общественных движений миротворческого характера, особенно тех, которые функционируют в конфликтных регионах.
В правовом аспекте первостепенное значение должно иметь укрепление общественного порядка, предотвращение терроризма. Вместе с тем при проведении акций такого рода должна быть исключена дискриминация по националь ному признаку, имеющаяся прежде всего на бытовом уровне, некоторая подозрительность к отдельным национальностям. Насилие по национальному признаку с любых сторон должно быть пресечено.
________
Категория: Педагогика и психология | Добавил: YeeeGORka (13/05/12)
Просмотров: 597 | Теги: шпаргалки, педагогика | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]