Главная » Статьи » Педагогика и психология |
Развитие личности
Проблема развития личности студентов Во второй половине XX в. предметом пристального внимания в отечественной и зарубежной психологии стал вопрос развития личности в процессе профессионального обучения и воспитания. В зарубежной психологии появляются новые динамичные теории: структурная (С. Аксельрод, З. Гинзберг, В. Гинсбург, Д. Миллер, Д. Сьюпер), мотивационная (В. Врум), теории индивидуальности (Дж. Холланд, Л. Тайлер). В этих теориях укрепляется положение о том, что личность — это сложная, постоянно развивающаяся система. Большое значение в формировании и развитии личности принадлежит процессу ее профессионального развития. Значительное по времени и значимое по важности место в этом процессе занимает период обучения в высшем учебном заведении. Проблема личностно-профессионального развития в период обучения в вузе широко представлена в трудах отечественных психологов Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимней, Е. А. Климова, Е. И. Степановой, А. В. Петровского, Н. С. Пряжникова, Е. Ю. Пряжниковой. В работах отечественных авторов выделяются следующие основные направления личностно-профессионального развития студентов: развитие профессиональной направленности и необходимых способностей; профессионализация и совершенствование психических процессов и состояний; выработка жизненной позиции и конкретизация жизненных планов; повышение уровня самостоятельности и ответственности; рост уровня притязаний в области будущей профессии; этическое, эстетическое и духовное развитие; повышение удельного веса самовоспитания и формирования качеств, необходимых в будущей деятельности; повышение инициативы и творчества; формирование психологической готовности к профессиональной деятельности. Особое внимание в современной отечественной психологии обращено на формирование профессиональной направленности — как значимого направления развития субъекта труда. Направленность определяет успешность овладения человеком профессией и выступает «системообразующим» фактором личности профессионала (Ф. Зеер «Развитие личности» М..: 2003 г.). На сегодняшний день в психологии нет однозначного понимания профессиональной направленности. Профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности. Теоретической основой изучения проблемы профессиональной направленности стала концепция направленности личности, как динамических тенденций, С. Л. Рубинштейна. Им было выдвинуто положение о развитии личности в деятельности и поставлена проблема направленности, как «…вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами». Вслед за С. Л. Рубинштейном в направленности выделяют два аспекта: предметное содержание (направленность на определенный предмет) и напряжение, возникающее при этом. Содержательный аспект направленности включает ценностно-смысловые образования и цели. Они обеспечивают внутреннюю целостность личности, определяют главные и относительно устойчивые отношения человека к себе, к другим людям, к профессии и в целом к миру. Ценностно-смысловые образования выступают важнейшими регуляторами жизни и деятельности человека, в том числе и профессиональной. «Значение предметов и явлений и их „смысл" для человека есть то, что детерминирует поведение». Современные отечественные психологи подходят к проблеме формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, отражающих представление человека о мире и о себе в этом мире, как к важнейшей задаче профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение — это длительный и многоаспектный процесс, включающий в себя: осознанный поиск личностно значимых смыслов профессиональной деятельности, и поиск личностью своего жизненного пути. Длительный период жизни человека связан с выбором, овладением и выполнением определенной профессиональной деятельности. Вхождение в новую социальную среду и подготовка к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности предполагает формирование и развитие ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, освоение и перестройку профессиональных ценностей. На наш взгляд, это важная задача периода обучения в вузе, как центрального периода становления личности. Б. Г. Ананьев обращает внимание на «интенсивное преображение» в студенческом возрасте всей системы ценностных ориентаций личности, и формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности. Задачи учебной и профессиональной деятельности должны быть не только понятыми, но и внутренне принятыми. Внутренняя позиция становится тем внутренним условием, через которое по С. Л. Рубинштейну, преломляются внешние воздействия. Личностно-профессиональное развитие студентов в вузе напрямую зависит от тех смыслов и ценностей, которые они находят в профессиональной деятельности. В процессе профессионального обучения выделяется задача активизации стремления к самопознанию. Осознание своих качеств, способностей, возможностей развития способствует содержательному насыщению учебной деятельности и обогащению смысловых связей. Через самопознание студент начинает ориентироваться в ценностно-смысловом содержании своего сознания. Наличие и осознание значимой цели, идеи, смысла, то есть содержательного компонента профессиональной направленности — важное условие профессионального и личностного развития студента. (С. Накайн. «Особенности развивающейся личности». М.: 2006 г.) **************** Развитие л. Не все понимают л.одинаково. В псих-ии есть 2 подхода: 1-любой человек, обладающий сознанием. Выготский утверждал, что РЛ происходит через кризисы.2-человек, достигший определенного уровня развития. В науке есть несколько подходов: 1-биологизаторский-чел-к рождается л., в него заложена некая программа, к-ую он реализует в течении жизни. Если что-н ему не заложено это бесполезно ему внедрять. 2-социологизаторская-чел-к рождается ‘tabula rasa’(чистая доска). Его становление зависит от окружения в к-ой он живет. Л.не только осознает, но и несет ответственность за свои поступки.Это явление социальное и биологической в своей основе. Принадлежность к обществу и личная активная деятельность- непременное условие и важнейшие хар-ки л. Л. проявляется только во взаимодействии и общении с др.людьми. В П.»развитие» понимается как развитие психики чел-ка, т.е. его воображении , речи, памяти и т.д. Развитие-совокупность количественных и качественных изменений. В фил-ии понимается как изменение от простого к сложному. Оно включает в себя: изменение организма, изм.уровня псих.развития, изм.соц.статуса. На РЛ влияют факторы: среда, наследственность, воспитание. В основе дв.сил лежат противоречия, но Р.происходит только при их разрешении.Группы против:1-между потребностями, возникающими под влиянием общества и достигнутым уровнем РЛ. 2-между новыми потребностями л. и ранее усвоенными привычками, нормами жизнедеятельности чел-ка. 3-несоответствия между новыми знаниями, приобретенными в процессе жизнедеятельности и прежними представлениями и привычками. 5. Факторы РЛ. Их 3:наследственность, среда, воспитание(оно понимается уже, чем развитие, но шире, чем получение образования, если воспитание рассматривается как отдельный феномен, то развитие входит в него). Наследственность-? дискуссионный. Под Н.понимается передача от родителей к детям определенных св-в и особенностей заложенных в его генетической программе(генотипе).К наследуемым относятся: анатомо-физиологическая структура чел.(способность речи, прямохождение); особенности организма(группа крови, цвет глаз).Различают: наследуемое, врожденное, индивидуальное. Качества хар-ра не наследуются. По Н.передаются задатки, а не способности.Реализация зависит не столько от среды, сколько от активности самого ребенка. Среда-совокупность всех условий, к-ые окружают чел. и к-ые воздействуют на него.Различаются: природная(климат, географ.положение)влияет опосредованно; социальная –способ производства материальных благ духовной жизни общества, социально-экономические и политические условия жизни чел.Все это макросреда, но есть еще и микросреда, т.е. самое ближащее окружение чел. Ведущим в развитии и воспитании л. явл. Саморазвитие и самовоспитание. Это целенаправленная деятельность самого чел. на развитие определенных качеств и черт. 6. Возрастная периодизация РЛ. Различные признаки кладут в основу классификации. Выготский- на основе кризиса. Возраст – конкретное относительно ограниченное во времени ступень РЛ. Она хар-ся совокупностью закономерностей психических, социологических изменений, являющихся общими для всех нормально развивающихся людей. Возраст хар-ся общностью соц.ситуацией тоже. Еще одним основанием явл.ведущий вид деятельности,т.е. вид деят.в наибольшей степени способствующий РЛ. Вед.вид.деят. не всегда совпадает с вед.потребностью. Вед.потребность у подростка-общение, а вед.деятельность-учеба. В дошкольном возрасте закладываются такие качества как доброжелательность, оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность и т.д. Ребенок начинает усваивать правила поведения в общении со сверстниками и «чужими» взрослыми. Формируются первые оценочные суждения. Возможно проявление эмоциональных привязанностей, проявление чувства симпатии и антисимпатии. Возраст 3 лет рассматривается как кризисный период, это момент, когда ребенок начинает выделять себя в мире людей, когда происходит открытие своего собственного «Я», ребонок отстаивает свои интересы и желания или наоборот становится плаксивым. В этот период жизни у взрослого появляется возможность приучать ребенка к саморегуляции и самооценке своего поведения. ********* Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. Причем с этими различиями мы можем столкнуться не только в научных работах, но и в учебных пособиях. Так, Р. С. Немов насчитывает по крайней мере 48 теорий личности, каждая из которых может быть оценена по пяти параметрам, являющимся основанием для классификации. По способу объяснения поведения все существующие теории личности можно разделить на психодинамические, социодинамические и интеракционистские. К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик. С точки зрения социодинамических теорий главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности.Интеракционист-ские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Следующим основанием для разделения теорий на типы является способ получения данных о личности. С этой точки зрения все теории можно разделить на экспериментальные и неэкспериментальные. К экспериментальным, теориям личности относят теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. В свою очередь к неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. Другим основанием для классификации теории является точка зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование. К числу структурных относят теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика. Также существует целый ряд теорий личности, возникших в рамках возрастной и педагогической психологии. Теории этого типа построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности. Кроме этого существуют теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека. Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки. Так, можно выделить теории черт. Согласно положениям данной группы теорий, все люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тесто-логического или другого способа выявления и описания личностных черт, например на основе обобщения жизненных наблюдений разных людей за данным человеком. Второй способ оценки черт личности предполагает объединение всех людей в типологические группы. В этом случае люди, входящие в одну типологическую группу, будут обладать близкими психологическими характеристиками, а следовательно, они очень похожи друг на друга своим поведением. Однако свойственные для той или иной типологической группы психологические характеристики, в свою очередь, делают ее непохожей на другие типологические группы. Следует отметить, что, помимо рассматриваемых Р. С. Немовым, существуют и другие классификации теорий личности. Так, Б. В. Зейгарник рассматривает существующие теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте, в зависимости от условий их зарождения и развития. При этом она выделяет следующие группы теорий: теории личности фрейдизма и неофрейдизма, гуманистические теории личности, теории личности экзистенциальной психологии, теории личности французской социологической школы и др. ____________ | |
Просмотров: 1068 | | |
Всего комментариев: 0 | |