Главная » Статьи » Русская литература

Твардовский. Тема подвига в поэзии А.Т. Твардовского
Тема подвига в поэзии А.Т. Твардовского
2.1. Тема подвига в русской литературе

Герой, героизм, героическое... Эти слова с детства входят в нашу жизнь, формируя в человеке черты гражданина и патриота. Важная роль в этом процессе принадлежит русской литературе, в которой изображение подвига человека было и остается традиционным еще со времен «Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Олеговича» и "Задонщины”. Активно тема была использована и в XIX веке М.Ю. Лермонтовым, Л.Н. Толстым, А.С.Пушкиным и др. М.Ю. Лермонтов описывает подвиг русского народа в войне против Наполеона в стихотворении «Бородино». В произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир» тема подвига ярко выражена образом героя Андрея Болконского, который в момент паники собрал все свое мужество и, взяв знамя, ринулся навстречу смерти. В русской литературе XX века подвиг человека оказывается тесно связанным с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине "народной войной” для наших соотечественников. Многие писатели обращались к этой теме: А.Т. Твардовский, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, В. Закруткин, К. Воробьев, В. Астафьев и др.
Тема подвига сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне, огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.
Независимо от жанра, все произведения писателей тех лет объединены одним - «памятью сердца», страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны.
Творчество всех поэтов того времени автобиографично. Большинство персонажей по большей части несут в своей судьбе и своих раздумьях отпечаток судьбы и раздумий самих авторов.

2.2. Поэзия военных лет

В годы Великой отечественной войны книга была вторым вдохновителем, после героических подвигов советских солдат на фронтах, для всего общества. И поэтому писатели, и поэты в образах своих героях сумели выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. Всегда писатели передавали изображение правды, какой бы она ни была, но главной чертой характера показана смелость, патриотизм, героизм и человечность. В поэзии военных лет особое звучание приобретает тема солдатской дружбы, любви, товарищества. Тема войны, солдатской дружбы, верности разрешается поэтами в этическом плане. Верность бойца, чувство товарищества, прямота и откровенность раскрываются как категории, определяющие боевой дух человека, его стойкость в бою, его преданность знамени полка, знамени Родины.
Все авторы военного времени понимали, что их произведения прочитают миллионы людей и поэтому в их произведениях скрыт призыв советского народа к борьбе против жестокого врага. Патриотизм, любовь к Родине, борьба с беспощадным врагом - вот основные призывы авторов военного времени. Рассказывая в своей лирике о героических подвигах советских людей в тылу авторы понимали, что большинство детей и женщин последует примеру своих соотечествинеков.
Хотя во времена стародавние и бытовала истина о том, что когда разговаривают пушки, музы молчат, живой опыт человечества начисто опроверг ее. В войне против немецко-фашистских претендентов на господство над миром советская поэзия стояла в авангарде всех литературных жанров, заплатив за свое право разговаривать от имени воюющего народа жизнью многих поэтов.

2.3. А. Т. Твардовский – поэт военной поры

Одним из таких писателей военных лет был А.Т.Твардовский. Имя Александра Трифоновича Твардовского, крупнейшего советского поэта, лауреата Ленинской и Государственных премий, пользуется в нашей стране широкой известностью. Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Твардовского. А.Т.Твардовский «встретил» войну будучи коресподентом редакции газеты Юго-Западного фронта "Красная Армия". Твардовский один из тех людей, который прошел войну от начала и до конца, он не раз чудом оставался, жив и все время шел вперед, не боясь грозного врага.

2.4. Анализ стихотворений Твардовского

Лирику военных лет поэта отличает глубокая лиричность, драматизм, страстная прямота, вдохновенная приподнятость. Стихи полны оптимизма, веры в победу над фашизмом, проявлялось точное ощущение современности и боевых революционных традиций, к героическим сюжетам, к сильным и мужественным характерам, что отвечало требованиям времени, предчувствию грядущих боев. Писатели отвергает войну как нечто противоестественное, бесчеловечное. Также лирику военных лет не обошла и тема любви. В любовной лирике особенно ощущалась лирическая стихия — щедрое, страстное, напряженное раскрытие внутреннего мира поэта. Создавая образы войны, Твардовский использовал разнообразные художественные средства. Этим достигается огромное эмоциональное воздействие на читателя.

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. Еще в начале 30-х годов он создал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме "Страна Муравия". Во время Великой Отечественной войны А.Т Твардовский пишет поэму "Василий Теркин" о Великой Отечественной войне решалась судьба народа. Поэма посвящена жизни народа на войне. В центре поэмы образ Теркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович - главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. "Просто парень сам собой Он обыкновенный" Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Герой по имени Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940).Слова героя поэмы:"Я вторую, брат, войну На веку воюю" Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает: "Не горюй, у немца этот Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им:"Уберите эту бабу, Я солдат еще живой"В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду.В поле зрения А.Т.Твардовского в поэме "Василий Теркин" находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное - мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: Трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.В главе "От автора" изображается процесс "мифологизации" главного персонажа поэмы. Теркин назван автором "святым и грешным русским чудо - человеком". Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным. Поэма "Василий Теркин" отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т.Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г. Оригинальна и композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям. И должна быть доступной читателю с "любого места".Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.

а) Теркин — кто же он такой?

Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности — патриотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удачнейшим примером такого художественного Произведения по праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского "Василий Теркин". Первые главы поэмы "Василий Теркин" были опубликованы во фронтовой печати в 1942 году. Автор удачно. Назвал свое произведение "книгой про бойца, без начала, без конца". Каждая следующая глава поэмы представляла собой описание одного фронтового эпизода. Художественная задача, которую поставил перед собой Твардовский, была очень сложная, ведь исход войны в 1942 году был далеко не очевиден. Главный герой поэмы — солдат Василий Теркин. Недаром его фамилия созвучна слову "тереть": Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: "в строй с июня, в бой с июля". Теркин — воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним совершенством: Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Однако Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе "Два солдата" на вопрос старика, удастся ли побить врага, Теркин отвечает: "Побьем, отец". Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Необходимо обратить внимание и на отношение Теркина к смерти, что небезразлично в боевых условиях:
Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу.
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу.
Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогаю ему справиться со страхом, побеждая, таким образом, саму смерть. Теркин привычно рискует собственной жизнь. Например, он в ледяной воде переправляется через реку налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход. Замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:
Растирали, растирали...
Вдруг он молвит, как во сне:
— Доктор, доктор, а нельзя ли. Изнутри погреться мне?
Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество. Поэма "Василий Теркин" может считаться одним из истинно народных произведений. Интересно, что многие строки из этого произведения перекочевали в устную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами. Можно привести ряд примеров: "Смертный бой не ради славы — ради жизни на земле", "сорок душ — одна душа", "переправа, переправа — берег левый, берег правый" и многие другие. Василий Теркин — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет, и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин — мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости. Кто же он — Василий Теркин?
Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе — хоть куда. Прототипом Василия Теркина стал весь сражающийся народ. Сегодня с уверенностью можно сказать, что поэма "Василий Теркин" остается одним из наиболее любимых произведений о второй мировой войне.

б) Русский солдат в поэме Твардовского "Василий Теркин"

Поэма Александра Твардовского "Василий Теркин" с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, поэма Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа.

В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. "Книга про бойца" — это произведение "без особого сюжета", "без начала, без конца", так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, "кто доскажет, кто дослышит — угадать вперед нельзя..." Сознавая свою большую ответственность очевидца, Твардовский размышляет о своем герое и говорит:

В чем-то я его богаче, —
Я ступал в тот след горячий,
Я там был. Я жил тогда...

Вот перед нами первая глава "От автора". Здесь Твардовский определил пафос поэмы: изображение правды, какой бы она ни была.

... А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.

События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. Сюжет "Теркина" дает ответ на всенародный вопрос: как победить, что для этого нужно? Есть в поэме и героизм, и человечность, и та "скрытая теплота патриотизма", которая была у Льва Толстого при описании другой Отечественной войны — 1812 года. Эта параллель не случайна. Ведь эпический герой Твардовского — русский солдат, наследник своих героических предков:

Тем путем идем суровым,
Что и двести лет назад.
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик—солдат.

Путь русского труженика-солдата, советского солдата печальных дней отступления, возникает в главе "Перед боем":

Вслед за властью за советской,
Вслед за фронтом шел наш брат...

Но в этой горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных маршах. В знаменитой главе "Переправа" трагическое переходит в героическое:

Бой идет — святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Обычное, "мирное" слово "переправа" приобретает трагическое звучание:

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, —
Ни приметы, ни следа...

Динамичные, скупые, точные в описании событий строки поэмы потрясают читателя. Твардовский разворачивает картину трагической гибели русских солдат. Глубокая скорбь звучит в этих строчках:

И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно...

В центре поэмы — народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе "На привале", где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: "Был рассеян я частично, А частично истреблен... Но, однако, жив вояка".

И вот приходит к солдатам Теркин со своей "политбеседой", короткой и простой:

Я одну политбеседу повторял: — не унывай,
Не зарвемся, так прорвемся.
Будем живы — не помрем.
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали — все вернем.

Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон — это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. Вот и вся теркинская "пропаганда" , но сколько в ней спрессовано народной мудрости и уверенности в том, что зло не может быть бесконечным и безнаказанным.

Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех "сабантуях"; вот он ест "со смаком" солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись "одной шинелькой".

Мечта Теркина о награде ("Я согласен на медаль") — это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными. В главе "О горе", когда Теркин с любовью, с "дрожью сердечной" вспомнил смоленскую родную землю, глотнул ее воздух, услышал ее голос, восклицает от всей души:

Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна,
А нужна, больна мне Родина,
Родная сторона!

Не раз смерть встает в "книге про бойца" в самых различных обстоятельствах и обличиях. О ней сказано без смягчений, в прямых словах и точных подробностях:

Ждут, молчат, глядят ребята,
Зубы сжав, чтоб дрожь унять...
Ты лежишь ничком, парнишка
Двадцати неполных лет.
Вот сейчас тебе и крышка.
Вот тебя уже и нет.

Смерть тушит все краски жизни, она подло обкрадывает человека. Инстинктивному страху смерти нужно уметь по-человечески противостоять, если не можешь ее одолеть.

Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу...

Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.

Богатырь не тот, что в сказке —
Беззаботный великан, -
А в походной запояске,
Человек простой закваски...
В муках тверд и в горе горд
Теркин жив и весел, черт!

Василий Теркин стал любимейшим героем; он раньше автора, создавшего его, был воплощен в скульптуру, установленную на Смоленщине. Твардовский нигде не описал внешность Теркина, но этот боец узнаваем.

То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, —
В бой, вперед, в огонь кромешный,
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.

Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.
___________


Категория: Русская литература | Добавил: YeeeGORka (30/06/12)
Просмотров: 10589 | Комментарии: 1 | Теги: шпаргалки, литература, Твардовский, тема подвига | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]