Главная » Статьи » Русская литература

Горький. Художественные особенности романа «Мать». Тема матери
Художественные особенности романа «Мать». Тема матери
Роман "Мать" - произведение, созданное на рубеже двух веков, в нелегкое и бурное время, стремительно уносящее все старое и дающее жизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевали умами и сердцами.Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе в данный период, небезызвестная борьба между новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже 19-20 веков, - все это не могло не найти отражения в литературных произведениях той эпохи. Творчество Горького не является здесь исключением. Оно явило собой отклик на события времени, когда менялось само понятие героического, когда протест против существующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека. Совершенно другой вопрос, в каких формах этот протест выражался. Нельзя забывать, что разночинский период освободительного движения в России сменился в это время пролетарским, развивавшимся преимущественно под воздействием теории марксизма, которая, как известно, имеет весьма существенные издержки.Роман "Мать" обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За "героической борьбой нового поколения революционеров" не замечали (или не хотели замечать) живых людей с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. Горький в произведении затрагивает самые высокие человеческие стремления: к свободе, к познанию сущего. Героические события революционного движения — непременное условие, источник духовного преображения горьковских героев. Однако глубоко ошибочно проводить прямую аналогию между идеями пролетарской освободительной борьбы и ростом сознания действующих лиц романа. "Мать” — художественное произведение: все здесь определено человеческими взаимоотношениями и характерами. Сами герои живут психологически напряженно и многогранно. А понять путь Ниловны можно лишь с учетом ее сложных поисков. Многое в них созвучно и сегодняшнему дню. Уже в первоначальной зарисовке слободки выделена главная черта беспросветного существования рабочих — "застарелое чувство подстерегающей злобы”, перед которой отступали "одинокие искры неумелой, бессильной мысли”. В звероподобном поведении Михаила Власова бессознательная тоска оборачивалась беспредельно разросшейся, "наследственной... болезнью души”. Вполне объяснимой реакцией Пела-геи Ниловны оказались страх, замкнутость. И после смерти мужа для вдовы потекла "странная, молчаливая жизнь, полная смутных дум и опасений, все возрастающих”. Сообщение сына о его политической позиции уничтожило горе и подозрение Ниловны, вызвав привычный для нее отклик: "Опасаться надо людей — ненавидят все друг друга! Живут жадностью, живут завистью. Все рады зло сделать”. Вот исходное душевное состояние Власовой, тем более мучительное, что ей приходится глубоко таить врожденные чувства любви и нежности. Материнское начало оскорблено, попрано жестокими социальными условиями.
Внутреннее действие романа начинается с первых признаков возрождения женщины-матери, а набирает высоту — в расцвете ее природного дара любви. С ним писатель связывает будущее человеческих отношений вообще. Нередко поведение Ниловны объясняется тем, что слепая привязанность ее к сыну сменяется осмыслением революционных идей и устремлений. Но это не совсем так. Для Горького человеческое сознание основано на мыслях человека, его эмоциях.
Мужание Ниловны — борца — это мужание человека, новые убеждения взращены самоотверженным сердцем женщины. Материнская любовь — почва, смысл ее революционной практики. На первый взгляд, развитие сюжета в романе продиктовано появлением в доме Власовых Андрея Находки, Наташи, Николая Весовщикова и других. Но сколько здесь авторской прозорливости в выборе психологической ситуации! Находка и Наташа, по разным причинам лишены родительского тепла. Чуткая Ниловна сразу это понимает, проникаясь к ним участием. Сцена первого знакомства с друзьями Павла по борьбе успокаивает испугавшуюся было Власову, позволяя впервые ощутить необходимость для Находки и Наташи заботы о них. Этот эпизод венчается пробуждением у всех троих подлинной радости дружеских, доверительных отношений. Находка начинает мечтать о встрече с родной, давно бросившей его матерью, прощая ей невольную, быть может, жестокость к себе: "Родить трудно, научить человека добру еще труднее...” Наташа тоже проникается к Ниловне полным доверием.
Изменяется и сама хозяйка дома. Теперь она и видит, и чувствует все по-другому, по-новому. Ее размышления и мечты о жизни становятся сходными с мечтами молодежи. Лишь озлобленный и мрачный Николай Весовщиков воспринимается здесь резким диссонансом. Этого человека Ниловна долго будет чуждаться.
Далее в романе следует развитие отношений Власовой с новыми товарищами сына. Знакомство с другими членами кружка вызывает у Ниловны неоднородные чувства и раздумья, и они, пусть даже разные по характеру люди, одинаково интересуют ее. Некогда одинокая, отчужденная от людей, мать начинает жить эмоционально насыщенно.
Влечение Ниловны к человеку воспринимается как восстановление естественных, здоровых проявлений личности. Встрепенулась душа бедной женщины, открыв для себя добро и красоту. Но тем болезненнее переживает теперь она опасность, угрожающую сыну и его друзьям. Так перед Ниловной встает главный вопрос: с кем быть ей? Но этот вопрос будет не единственным, ведь для героев романа программа борьбы только зарождается, и их ждет еще множество испытаний: это и аресты Павла, суд и снова бесконечные тяготы жизни. Проходя через все это с огромной материнской любовью в сердце, Ниловна находит ответ на вопрос: "Можно ли любить без веры? Нет!” Чистое чувство всегда основано на вере, сопряжено с душевной чистотой, самоотдачей. Только поэтому рождаются небывалые силы человека. Ниловна не разделяет любовь и жалость. Жалость здесь не унизительная забота о слабом, а результат глубокого понимания испытаний, трудностей, выпавших на долю сильных. Гордиться ими и помогать — вечные основы любви, в том числе и материнской.

Христианская идея в романе «Мать». Творческий метод Горького
Отношение к художественному наследию М.Горького в последнее десятилетие заметно изменилось.
Переоценка ценностей сыграла благотворную роль, позволив за хрестоматийным глянцем увидеть действительно большого, сложного и противоречивого художника.
Больше всего в прошлом не повезло "очень своевременной книге" – повести "Мать". Воспринятая и трактуемая исключительно с идеологической точки зрения, она превратилась чуть ли не в политпросветовский учебник, обязательное пособие по взращиванию сознательных борцов за социалистические идеалы. Спору нет, к этим идеалам Горький относился трепетно. Однако социализм воспринимался и трактовался им далеко не с позиций ортодоксального большевизма. Писатель С.С.Кондурушкин оставил интересную дневниковую запись о встрече на Капри: "Когда я сказал, что мы теперь переживаем время зарождения новой религии, социалистической, Бог - человечества коллектив! Рай - земля, - Горький охотно подхватил, согласился. Но социал-демократы набросились. "Машина, материализм - а вы - религия". Разговор свели на то, что им по партийным соображениям неудобно называть социализм - религией".
Но уже за несколько лет до состоявшейся беседы - в повести "Мать" - Горький высказывал похожие мысли. Размышляя о людях, хотящих знать правду, Ниловна сравнивает свои ощущения с тем, что испытывает в церкви перед началом службы: "там зажгут свечку перед образом, там затеплят и - понемножку гонят темноту, освещая Божий дом". "...Божий дом - вся земля", - декларирует профессиональная революционерка Софья. Вера, Бог, душа, Христос - эти слова, явно не вписывающиеся в большевистскую доктрину, основой которой был воинствующий атеизм, в тексте повести встречаются слишком часто, чтобы не придавать этому значения.
Существом веры Горький считал "неугасающую сердечную мысль". С этих позиций он оценивал и христианство, "подавившее в человеке зверя и разбудившее в нем совесть - чувство любви к людям, потребность думать о благе всех людей". Горький видел в этой религии "великий дух идеализма", "выражающийся в неустанном стремлении к переустройству мира на новых началах равенства и справедливости".
Решить вопрос о Боге означало не только решить вопрос об идеале, определить главную и конечную цель движения как некий конкретный образ, реальную модель, писатель ее отвергал не только в христианстве, но и в собственно художественном творчестве. Горький стремился в самом религиозном напряжении русского человека раскрыть таящиеся потенции к переустройству мира (именно это значение писатель придавал понятию религиозное чувство, считая его "радостным и гордым чувством сознания гармонического единения человека и вселенной").
Вопрос об истоках образа (не о прототипе!) Ниловны исследователями не поднимался. Между тем решить эту проблему необходимо, иначе многое в концепции Горького будет неясно. Думаем, что одним из истоков этого образа следует считать сказания о Богородице - в первую очередь "Сон Богородицы" (СБ) и "Хождения Богородицы по мукам" (ХБМ). На будущего писателя глубокое впечатление произвели легенды о матери Христа в изложении бабушки. В "Детстве" отразилось его глубокое личностное отношение к любимому народом персонажу - вплоть до отождествления Приснодевы с бабушкой. Говоря о народно-религиозных мотивах в повести "Мать", прежде всего отметим выбор
Ниловны в качестве центрального персонажа, через призму восприятия которого передается происходящее. В народных сказаниях страдания Христа также показаны сквозь муки Богородицы.
Есть в повести эпизоды, где народно-религиозные истоки видны, так сказать, "невооруженным глазом". В самом начале второй части Ниловне снится сон, который при ближайшем рассмотрении оказывается контаминацией реальных впечатлений героини и "Сна Богородицы".
Сравним:
"Мать"
Снился ей желтый песчаный курган за болотом, по дороге в город. На краю его, под обрывом, спускавшимся к ямам, где брали песок, стоял Павел и голосом Андрея тихо, звучно пел: Вставай, подымайся, рабочий народ... Она шла мимо кургана по дороге и, приложив ладонь ко лбу, смотрела на сына. На фоне голубого неба его фигура была очерчена четко и резко. Она совестилась подойти к нему, потому что была беременна. И на руках у нее тоже был ребенок. Пошла дальше. На поле дети играли в мяч, было их много, и мяч был красный. Ребенок потянулся к ним с ее рук и громко заплакал. Она дала ему грудь и воротилась назад, а на кургане уже стояли солдаты, направляя на нее штыки. Она быстро побежала к церкви, стоявшей посреди поля, к белой, легкой церкви, построенной словно из облаков и неизмеримо высокой. Там кого-то хоронили, гроб был большой, черный, наглухо закрытый крышкой. Но священник и дьякон ходили по церкви в белых ризах и пели: Христос воскресе из мертвых...
"Сон Богородицы"
"Мати Мария,
Где ты спала, ночевала?"
"Во Божьей церкви, во соборе,
У Христа Бога на престоле,
Мне приснился сон страшный;
Будто я Христа Бога породила,
В пелену Его пеленала,
В шелковый пояс обвивала...
Тут пришли жиды, не христиане,
Взяли нашего Бога, распинали,
В ручки, ножки гвоздей
натыкали".
Стали ангелы ее утешать:
"Ты не плачь, не плачь,
Мать Мария,
Твой сын воскреснет из гроба.
Затрубите вы в трубу золотую,
Встаньте вы, живые
и мертвые!
Праведным душам - Царствие
Небесное,
А грешным душам - ад
кромешный:
Им в огне гореть - не сгореть,
И в смоле кипеть - не скипеть".
Ряд деталей приведенных текстов совпадает. Во-первых, конечно, это ситуация сна. Однако в фольклорном тексте сон - пророчество, откровение - предшествует событию. У Горького сон и завершает событие (не только демонстрацию, но и вообще предыдущий период), и предваряет дальнейшее развитие действия (уже поселившись в городе, Ниловна, "...видя на нем <лице жизни. - А.К.> морщины раздумья и раздражения... и радовалась, и пугалась. Радовалась - потому что считала это делом сына, боялась - зная, что если он выйдет из тюрьмы, то встанет впереди всех , на самом опасном месте. И погибнет"). Это существенно, поскольку отражает исторический аспект изображения, еще не осознанный Ниловной, но уже живущий в ее сознании. Подчеркнутые нами детали работают и на пробуждение в воображении читателя ассоциаций с евангельским текстом. Солдаты на горе напоминают стражников окруживших Голгофу. И одновременно - поскольку мать несет на руках младенца, а солдаты направляют на нее штыки - всплывает мотив избиения младенцев по приказу Ирода. Отметим и возникающую аллюзию сюжета ХБМ ("полет" матери в бездонную глубину; заметим, что бездна в канонических библейских текстах и в религиозном фольклоре неизменно ассоциируется с адом; у Горького, кстати, этот мотив подчеркнут типично "адским" звуком - завыванием). Очевидно, в сознании писателя мотивы избиения младенцев и "Хождения" были связаны. Связь эта вполне объяснима. Кому, как не Богородице, могут быть понятны муки людские, раз она мать не только Христа, но и рода человеческого (вспомним легенду Акулины Ивановны, считавшей, что Богородица прежде всех была). Совпадает и такая деталь, как гроб, над которым звучат евангельские, пасхальные песни.
Путь Ниловны: через сына и других она обретает себя - Мать.
Происходит интереснейший и важнейший сдвиг в художественной структуре повести. До этого момента Ниловна главным образом была объектом авторского внимания и, кроме того, выполняла функцию призмы, через которую рассматривалось происходящее. Теперь она становится почти полноправным субъектом повествования и, если так можно сказать, сутью событий, Событием, организующим все течение жизни. Высказывания и оценки Ниловны практически не корректируются автором. Вся вторая часть - с мучительного если бы я имела слова, чтобы сказать про свое, материнское до апофеоза - речи на вокзале - проникнута вызреванием этого Слова.
Это еще один ключ к символике беременности в сне Ниловны. Эта беременность Словом - Логосом. Вновь возникают ассоциации с евангелием Иоанна Богослова: он и прозвище получил именно потому, что его благовествование начинается иначе, чем синоптические: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".
Используя в "Матери" ту же символику, писатель придает ей новое смысловое наполнение, точнее - задает иное направление. Не слово становится плотью, но плоть, обретая Слово, через него и в нем познает себя как жизнь и только поэтому и становится Жизнью. Истина рождается на земле - землей (сердцем земли), самой жизнью и страданиями человеческими, но благодаря ей человек и человечество неуклонно приближаются к собственному идеальному представлению о себе - к Богу. Потому-то тема выпрямления матери непосредственно связана с ее размышлениями о Христе - реализуется в постепенном включении Христа в число собственных детей: она "все больше думала о Христе и о людях, которые, не упоминая имени Его, как будто даже не зная о Нем, жили - казалось ей - по Его заветам и, подобно Ему считая землю царством бедных, желали разделить поровну между людьми все богатства земли. ...росла в душе ее эта дума, углубляясь и обнимая все видимое ею, все, что слышала она, росла, принимая светлое лицо молитвы (sic! - вот оно, отождествление слова и зрительного образа. - А.К.), ровным огнем обливавшей темный мир, всю жизнь и всех людей. И ей казалось, что Сам Христос, которого она всегда любила смутной любовью - сложным чувством, где страх был тесно связан с надеждой и умиление с печалью, - Христос теперь стал ближе к ней и был уже иным - выше и виднее для нее, радостнее и светлее лицом, - точно Он в самом деле воскресал для жизни, омытый, оживленный горячею кровью, которую люди щедро пролили во имя Его, целомудренно не возглашая имени несчастного друга людей". С этой точки зрения понятно, почему в сознании Ниловны образ сын "вырастал до размеров героя сказки, он соединял в себе все честные, смелые слова, которые она слышала, всех людей, которые ей нравились, все героическое и светлое, что она знала".
Вторая часть построена на передвижениях Ниловны (тема пути) ("ей вдруг захотелось пойти куда-то по дорогам, мимо лесов и деревень, с котомкой за плечами, с палкой в руке"), причем усиливается центростремительная тенденция, в силу которой в центре происходящего оказывается именно она. Здесь возникают важные ассоциации с образом всечеловека, "неустанно идущего по земле, очищая с нее плесень лжи, обнажая перед глазами людей правду жизни". Его облик составлялся в воображении Ниловны из всех честных людей, виденных ею и знакомых по рассказам сына и его товарищей. Теперь же, "переодетая монахиней, торговкой кружевами, зажиточной мещанкой или богомолкой-странницей, она разъезжала и расхаживала по губерниям с мешком за спиной или чемоданом в руках". Множественность обличий героини наглядно и обыденно овеществляет массу честных людей, делающих одно святое дело.
Канонические тексты и народные сказания о Богородице высшими моментами Ее бытия считают рождение Христа, ее присутствие при крестной муке Господа и успение. В повести Горького житийные мотивы переосмысливаются, причем именно в русле тенденций фольклорной трактовки Богоматери. Суть их - в придании Богородице статуса большей активности, вплоть до замещения - в определенном смысле, конечно, - самого Христа. Поэтому, переселяясь в город, Ниловна, которой Николай Иванович предлагает работу по дому, требует, чтобы ей дали настоящее дело.
Заявленные в начале второй части ассоциации с образом Богородицы реализуются и далее. После ареста сына Власова приезжает на житье в город к Николаю Ивановичу ("Я... условился с Павлом и Андреем, что если их арестуют, на другой же день я должен переселить вас в город", - объясняет он). В приведенном стихе Иисус "спокидает" мать "на Иоанна, свет Богослова, на друга Христова". Эта деталь канонического происхождения: "Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее себе". (Ин.19:26). По преданиям, Богородица с тех пор тихо жила в доме Иоанна, деля время между молитвами и рукоделием, и посещала места, имеющие отношение к истории жизни Христа. Линия Богородица – Иоанн своеобразно трансформируется в паре Ниловна - мальчик Иван, раненный во время стычки на кладбище.
Отдельные мотивы "адской" темы отчетливо звучат в описании жизни в рабочей слободке. Повествователь избегает слова "ад". Но изображенное в высшей степени похоже на преисподнюю. И в первую очередь потому, что главный объект описания - фабрика - предстает в виде языческого идола, требующего ежедневных жертвоприношений (ср. купринский "Молох"): "дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные его зову... выбегали... точно испуганные тараканы, угрюмые люди", "она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая... дорогу десятками жирных квадратных глаз", "день проглочен фабрикой".
Жизнь в слободке страшна в первую очередь своей бездуховностью - она лишь физиологична, да и эта сторона бытия исковеркана. Появляются Павел и его товарищи, несущие новое - правду, и жизнь буквально освещается (описание демонстрации: "по небу, бледно-голубому (в описании слободки в начале повести слово "небо" не употреблено ни разу. - А.К.), быстро плыла белая и розовая стая легких облаков", "в окно, весело играя, заглядывал юный солнечный луч") и - освящается. Не случайно первая часть заканчивается темой прозрения Ниловны, нашедшей слово: "Это святое дело... ведь и Христа не было бы, если бы Его ради люди не погибали!". Троекратно повторенная, эта мысль приобретает статус символа веры Матери.
Дегероизация - важнейшее качество прозы Горького второй половины 1900-х - начала 1910-х годов. В "Матери" писатель сознательно стремился к тому, чтобы не осенить венцом избранничества Павла Власова. Известна оценка, которую в годы работы над повестью Горький дал образу Рахметова: "не человек, а "нарочно". Насколько удалось воплотить эту установку, вопрос другой (недаром Находка аттестует Павла как редкого человека), но так или иначе на новом этапе "нарочные" персонажи - в противоположность героям ранних рассказов, оставаясь объектами писательского внимания, оказываются в стороне от авторских идеалов.
Для языческой модели первоочередное значение имеет восстановление космоса, подвергшегося разрушительному воздействию хаоса, т.е. возвращение к имевшемуся, воспроизведение бывшего. В языческой модели человек важен как компонент ритуала, повторяющий в своих действиях некий Божественный образец, в христианстве человек единственно значим, ценность, вне и без которой бытие не просто теряет смысл, но прекращается. "Вера для Авраама определяется тем, что для Бога все возможно, христианская вера провозглашала, что все возможно и для человека". Иисус уподобляет себя пути и истине ("придите ко Мне", "пойди за Мной", "следуй за Мной"). Целенаправленное движение, таким образом, единственно истинно. У Горького мы находим такое же понимание Бога.
Соотнесенность со сказаниями о Богородице и евангельскими текстами позволяет писателю отразить особенности процесса роста сознания героини ("Мать"), распрямления ее личности. Изменения во внутреннем мире Ниловны пробуждают не только память о тяжело прожитой жизни, но и о том лучшем, что она знала и слышала. За счет включения Христа и Богородицы в круг человеческой реальности происходит возвращение и воскресение Бога, убитого и погребенного официальной догматикой. Ниловной, Павлом, Егором Ивановичем, Рыбиным, Находкой и другими мучениками новой веры - социализма - не движет желание уподобиться героям евангельской истории (некоторые из них, кажется Ниловне, будто даже не знают о Нем). Их страдания и кровь - не Христа, но людей ради, но даже если и ради Христа, то именно потому, что Он - Сын Человеческий - рожден на жизнь и великий подвиг земной Матерью.
Обретение личностью живой = деятельной веры показано Горьким как сложный диалектический процесс: попытки приспособить привычные религиозные формы к новому содержанию приводят к взаимному обогащению в первую очередь за счет внутренне присущих потенций христианского учения, с такой силой выраженных в сказаниях о Богородице, первостепенная значимость которой, вопреки каноническому евангельскому рассказу, очевидно подчеркнута в народных легендах
****
М.Горький Клим Самгин
Образ Клима Ивановича Самгина имеет огромное, еще не в полной степени оцененное, национальное и мировое значение. Это наиболее сложный, емкий и психологически тонкий образ во всем творчестве Горького. В романе нет ни одной сюжетной линии, которая не была бы непосредственно связана с Сам-гиным. Какая бы ситуация ни изображалась в романе, автора интересует поведение Самгина в данной ситуации, его точка зрения, его переживания. Клим Самгин является представителем русской буржуазной интеллигенции конца XIX — начала XX века. Все оттенки ее психологии, все ее колебания, блуждания и тайные вожделения запечатлены в его образе.
Внешность Самгина отмечена ординарностью. "А лицо у вас обыкновенное”, — сказала ему Тося. Когда он родился, родители долго думали, какое ему дать имя. Отец назвал его Климом, говоря: "Простонародное имя, ни к чему не обязывает...” Претензия на героическую судьбу у нашего героя проваливается сразу же. С детских лет Клим решил "выдумать” себя, "иначе никто из взрослых не будет меня замечать”. Он также был озабочен своей оригинальностью.
Репетитор Самгина Томилин учил его: "Человек свободен только тогда, когда одинок...” Самгин считает, что в одиночестве есть что-то героическое. Он — герой ложных претензий. Не случайно образ Самгина окружен роем мотивов пустоты, призрачности, нереальности. Не случайно М. Горький неоднократно повторяет фразу: "Да был ли мальчик-то?”
Самгин из числа людей, которые "искали-искали свободы духа и, вот, будто нашли, а свободой-то оказалась бесцельность, надменная пустота какая-то...”
Трудно назвать другое произведение, в котором были бы даны различные образы опустошенности, как это сделал Горький в своем романе. И Самгин встает перед читателем как некий символ пустоты.
Самгин не красив и не уродлив. В его внешности нет ничего яркого. Мелкие, невыразительные черты лица. Клим Самгин вечно находится на грани между порядочностью и аморализмом. Он всегда колеблется и никогда не может двинуться в ту или иную сторону. Он тяготеет к предательству, но сам
себе в этом ни за что не признается. Жизнь Клима Ивановича Самгина раскрыта Горьким как жизнь человека, постоянно находящегося в процессе довольно напряженных, мучительных исканий, но не способного что-либо найти, до конца самоопределиться. Над чем бы Самгин ни думал, сознание его всегда было на перепутье, на перекрестке людей и течений.
Он всегда опасался четкой постановки вопросов, твердых решений, стараясь "ставить свое мнение между да и нет”. Эту неустойчивость прививала Сам-гину вся обстановка, в которой он воспитывался.
Клим Самгин причислял себя к "лучшим людям страны”, но всерьез не задумывался над вопросом, какую позицию должны занимать эти люди к царящему мраку. Свое душевное состояние Клим еще в юности оценил как "смуту”. Зрелость не подарила ему тишины и ясности. Особенно трудным оказалось разобраться в собственной личности. Нередко он ловил себя на том, что "наблюдает за собой, как за человеком, мало знакомым ему и опасным для него”. Недовольство собой иногда превращается в чувство вражды к себе.
Самгин был бессилен выбраться из жизненной путаницы. Она росла и затягивала его. Постоянно боясь утратить свою индивидуальность, Клим не замечал, что он все больше утрачивает ее. Он довольно часто боится остаться наедине со своими мыслями.
Достигнув сорока лет, он говорит: "Я еще не познал себя”. Фраза эта вырвалась у него "неожиданно”, а неожиданные, непроизвольные высказывания Самгина были самыми искренними. "В сущности, я бездарен”, — признается Самгин в горькую минуту самопознания, наедине с самим собой.
Самгин бездарен в любви, в человеческих отношениях, в жизни. У него нет ни друзей, ни близких.
В противоречивой двойственности — весь Самгин. Носитель интеллекта, он тяготится им; представитель интеллигенции, он отрицает ее. Этот мотив самоотрицания в конечном счете приводит к самоуничтожению, пустоте, варварству.
В конце романа Самгин находится в состоянии полнейшей растерянности. Одинокий и опустошенный, он ставит все тот же роковой вопрос, который не давал ему покоя в юности: "Что должен делать я и что могу я сделать?”
Подводя итог жизни своего героя, Горький пишет: "Клим Иванович Самгин видел много, много слышал и пребывал самим собою как бы взвешенный в воздухе над широким течением событий. Факты проходили перед ним и сквозь него, задевали, оскорбляли, иногда — устрашали. Но все проходило, а он непоколебимо оставался зрителем жизни”.

Роман "Жизнь Клима Самгина” представляет собой нечто исключительное по своей насыщенности философскими и общественно-политическими идеями.
Замысел этой книги возник у Горького еще в 1907—1908 годах, когда буржуазная интеллигенция обнажила свое лицо, началось повальное предательство ею революции. Горький тогда и поставил своей целью разоблачить ренегатскую природу этой довольно значительной части русской интеллигенции, показать ее исторический путь.
Одной из первых попыток Горького в разрешении этой весьма важной политической задачи мож но считать незавершенную повесть "Записки доктора Ряхина”, начатую, по всей вероятности, в 1908 году. В образе циника и нигилиста Ряхина виден несомненный предшественник Клима Самгина. В Ря-хине уже намечалась самая характерная черта Клима Самгина, лежащая в основе социальной природы этого "героя” как общественного типа: стремление выдумывать себя.
В незавершенной повести "Все то же” (1915) мы видим новую попытку Горького изобразить самгин-ский тип. Герой повести "Все то же” Смагин тоже имеет склонность выдумывать себя, представлять себя значительнее, чем он есть. Вопрос о самгин-ском типе публицистически освещался Горьким и в его статьях "Разрушение личности”, "О цинизме” и других.
Обогащенный опытом Великой социалистической революции и строительства советской государственности, вооруженный учением марксизма-ленинизма, Горький осуществил свой давний замысел в грандиозном произведении, в котором он поставил своей целью изобразить весь комплекс общественно-исторической русской жизни самого сложного, драматического ее периода — периода "движения самих масс”, эпохи империализма и пролетарской революции.
"Жизнь Клима Самгина” — образец новаторского исторического жанра. В этом произведении во всех художественных образах, картинах, эпизодах, в конфликтах представлена русская история в ее революционном развитии за 40 лет — с 80-х годов XIX века до Октябрьской революции. Горький рассказывает о переломной эпохе в жизни России, когда в недрах ее созревали предпосылки социалистической революции, отражена политическая борьба всех основных классов страны, но и раскрывается глубоко и многосторонне идеологическая жизнь России за полустолетие.
Очень поражает энциклопедичность книги Горького: политика и экономика, философия и литература, искусство и культура в широком смысле этого слова. И все это взято, раскрыто в свете ожесточенной классовой борьбы с самодержавием и капитализмом.
В книге представлены самые разные слои населения, ничто не ускользнуло от взора художника. На страницах романа Горького тема народа раскрыта в многочисленных массовых сценах. Картины народного труда противостоят интеллигентским спорам, ярко прорисованные фигуры рабочих и крестьян выступают символом надвигающихся перемен.
Роман-эпопея "Жизнь Клима Самгина” — самое крупное, итоговое произведение Горького, так как в нем сконцентрировано многое из того, что волновало, постигалось и изображалось писателем в прежних его творениях.
________


Категория: Русская литература | Добавил: YeeeGORka (30/06/12)
Просмотров: 4289 | Комментарии: 1 | Теги: шпаргалки, анализ, литература, тема матери, Горький, мать | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 svetlana_sukhar  
0
Хорошая статья

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]