Главная » Статьи » Русская литература

Житие протопопа Аввакума
«Житие протопопа Аввакума»
. Житие. Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанрДРЛ. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам. Каноны жития: 1) Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святой рождался святым, а не становился им; 2) Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве; 3) Описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти; 3)Святой не боялся смерти; 4) Заканчивалось житие прославлением святого (житие святых князей Бориса и Глеба).
Житие – жанр литературы. это небольшое прозаическое произведение, рассказывающее о жизни святого (человека, возведенного церковью в ранг святых). в житиях разных святых почти всегда присутствуют одни и те же моменты. Начинается житие с описания чудес, предшествовавших рождению святого. Далее идет рассказ о его детстве, в котором особо отмечается момент внутреннего просветления святого, его решения посвятить свою жизнь служению Господу. Читатель жития узнает о добрых делах преподобного, о его подвигах. Нередко жития включают и эпизоды искушения святого. За описанием смерти святого (часто мученической) следует рассказ о посмертных чудесах, которые он совершает. Смысл жития состоит в том, чтобы показать, как святой прошел жизненный путь, подобный жизни Иисуса Христа. Именно поэтому святого иначе называют преподобным.


Житие ПРотоп Аввакума
"Житие протопопа Аввакума, написанное им самим” – старцу Епифанию, послание царю, его родственникам.
Житие – памятная запись, борьба, жизнь человека. Все события связаны. Русс. разговорный язык XVII в. Опирается на устно-худ. речь (Киево-Печ. патерик). Автобиогр. – 1-е нарушение канона (святые не писали о себе). Родители – далеко не святые праведники, отец – пьяница.
В. В. Виноградов писал об Авв. – "Исследование русс. лит. языка XVII – XIX вв.”; В. В. Колесов, "Древнерусс. лит. текст”.
Авв. – гениальный стилист. Редактировал свое житие как филолог. Самокрит. отступления. Сочет. выс., книжных слов и бытовых подробностей, описанных бытовым языком. Сталкивает их площадным стилем. Появляется реальная, живая человеческая личность, ее чувства, страдания. Писал о ссорах и спорах с дух. лицами, часто – ругань. В 1 фразе – 2 стилистических пласта. Авв. называет свои рассуждения "вяканьем”. Самоирония. Трогательные, вызыв. жалость подробности ссылки заключения. Интонация задушевной беседы
Переориентация художественной составляющей с подражания на правдоподобие.
За спиной непосредственных собеседников, к которым обращался Аввакум, показываются толпы „правоверных" и „никониан". Поэтому в житие вкраплены лирические воззвания к последним. В картине суда над прот. Аввакумом явственно выступают стилистические детали евангельского рассказа о суде над Христом. Таким образом, на протяжении всего сказа происходит как бы сплетение двух эмоционально-символических рядов, двух форм стиля. В символике жития Аввакума прежде всего выступают элементы церковно-книжные. И внешнее строение их и господствующие принципы их объединений при анализе резко обособляют их от вульгарной разговорно-речевой стихии, в которую они погружены в житии. В „повестях" Аввакума нет „извития словес". Поэтому в житии очень слабо представлены слова сложные и сочетания с торжественными эпитетами в противовес тяготению к ним других писателей той же эпохи. Для церковно-книжной символики Аввакума существенно то, что она почти целиком слагается из наиболее употребительных церковно-библейских фраз, т. е. групп слов почти сросшихся, связанных тесно привычными нитями психической ассоциации по смежности. Этим определяется и характер соединенных с ней эмоций и представлений: заученные торжественно-книжные сочетания не расчленяются, а, как готовый ярлык, символизируют ряды сложных представлений. В силу этого церковно-архаический слой стиля не детализирует воспроизводимых представлений, а лишь относит их к определенному типу, окутывая их нимбом возвышенных эмоций; не живописует картин и действий, а лишь называет их торжественно.
Сюжетные жития: структурные особенности
1-е правосл. святые – невинно пострад. (Б. и Глеб, убитые братом Святополком ? Николай II, канониз. за мученический конец)
VIII – IX вв. – автор Симеон Метафраст написал новый вариант создания житийных текстов для религиозных людей. Удаление излишних деталей, психол. подробностей. Канон житийных произведений – 3 части.
1 ч. – вступление. Отношение автора к себе, самоуничижение, выраж. надежду на помощь святого в написании жития. Автобиографические подробности – нарушение канона.
Нестор ? концепция борьбы Бога и дьявола. Борис и Глеб, их жизнь и муч. смерть – эпизод этой борьбы.
2 ч. – описание жизни святого. Постоянные ситуации: чудесное происхождение, непохожесть на др. детей, почитание родителей, решается на подвиг (уходит из дома в монастырь и пр.). Искушения.
Описание смерти св. – страшная казнь или кончина в монастыре. В русских житиях – фактические подробности смерти: слова св., видения. Что есть за смертью? Психологический драматизм. XV в. – напис. Иннокентием "Житие о смерти Пафнутия Боровского”. Подробное описание предсмертных действий П. Исторический документ.
3 ч. – чудеса. Погребение. Молитва святому, похвала.
4 ч. – дополнительная, о чудесах после смерти.
2 типа житий – сюжетные и метафрастический канон.
Сюжетное повествование (напр., "О чудесах Бориса и Глеба”, XII – XIII вв. и дальше) – рассказ с экспозицией о Владимире Мономахе, о печенегах. "Чтение о Борисе и Глебе” Нестора – метафрастический канон: самоуничижение автора и т. д. Не изменяется облик героев, статичность или внезапное перерождение из язычника в христианина. Разные грани натуры героя. Нет развития, диалектики души. Психологизм отдельных ситуаций. Житие писали в 3 лице (ученики), эпич. жанре, в возвыш. стиле.
"О Борисе и Глебе” и др. жития – основной стимулятор для написания житий. Патериковые жития – новеллы разл. христианских подвижников, писались в Киево-Печерском монастыре в нач. XIII в. (1214 – 20 гг.). В "Повести вр. лет” – под 1091 г. Устные рассказы монахов. Сюжеты развиваются. Разнообразие чел. судеб. 1 ситуация. Нравственное психолог. чтение. Форма – из визуальных традиций. Сохран. до конца XVII в., популярное чтение на Украине. Гоголь перераб. жития.
Нестор писал житие "Борис и Глеб” по канону "Феодосий Печерский” – с отступлением от канона. Роман Ф. П., отношения с матерью, уход из дома.
_________


Категория: Русская литература | Добавил: YeeeGORka (30/06/12)
Просмотров: 3582 | Теги: Житие протопопа Аввакума, литература | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]