Главная » Статьи » Русская литература

Лирика и драма
Особенности восприятия и анализа лирики в 9-11 кл.
И психологи, и методисты делят школьников на определенные периоды.
1) с 5 класса – младший возраст подростка.
2) Старший подростковый возраст (6-7-8 класс).
3) Старшеклассники (9,10,11 класс). Период ранней юности, появляется самокритичность. Духовный и физический расцвет. Период взросления. Формирование мироощущения, гражданственного, нравственного, эстетического чувства. Стремление познать мир и себя (себя в этом мире). Они способны обобщать, абстрактно мыслить, хотеть теоретически осмысливать процессы.
Учет родовой специфики на знания учащихся, в зависимости оттого, какой автор, и какой класс. Специфика исходить из методических условий проведения анализа. Они разные в средних и старших классах (возраст, знания эпизодические или целостные в творчестве писателя, о направлении, о методе).
Родовая зависимость проявляется:
- в младших классах можно подробно не говорить;
- в старших классах нужно подробно.
Лирическое произведение – это особое произведение. Лирика – род литературы, отличающийся тем, что тонко и глубоко влияет на эмоциональную сферу человека, по сути формирует его душевный мир. Лирика отличается от эпоса и драмы тем, что в ней всегда выражен сам поэт, его личное, субъективное отношение к реальной действительности, к самому себе.
Гегель: «настоящие содержание лирики составляет сам поэт, поэтически конкретный субъект». Островский: «поэзия обладает незаменимой нечем способностью воздействовать на эмоциональный мир человека, помогает ему увидеть и понять чувства, переживания. Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть, кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств поэт дает и самые формулы мысли и чувства. Всякий ждет, что вот он мне скажет что-то прекрасное, новое, чего не достает мне. , но он скажет и это сейчас же сделается моим. формулы, выведенные поэтами, учат ценить красоту, ненавидеть подлость и т.д.».
Поэзия помогает растить детей эмоционально – грамотными. Детям надо читать разные стихи, в зависимости от возраста. Лирические произведения всегда вызывают трудности. Одни считают, что не надо анализировать лирические произведения. В анализе мы должны с одной стороны избежать социологического подхода, с другой стороны избежать формального разбора. Избежать ненужной утолщенности и затененности анализа. Нам о стихах приходится говорить прозой – это вызывает трудности. При анализе мы имеем дело с речью. с тенденцией к обобщению – одно из самых существенных свойств стихотворений. Слово в стихе становится более весомым, оно получает добавочный смысл. В связи с этим нельзя разбирать лирическое произведение как эпическое.
Путь к пониманию отдельного произведения лежит через анализ всей лирической системы поэта. Лирическая система организуется образом автора.
Формы выражения авторского сознания:
- лирический герой;
- поэтический мир.
Лирическая система – совокупность лирических реалий, объединенных определенно выраженным отношений к действительности и художественным строем. Если автор выражает себя через одну форму, лирические системы – одноэлементны (Фет, Лермонтов) и есть многоэлементные (Некрасов, Жуковский). автор иногда выступает от своего лица, иногда от лица героев.
Лирический герой – особая форма выражения авторского сознания. Лирический герой и носитель речи, и предмет изображения, он стоит между читателем и изображаемым миром. Для лирического героя характерно некоторое единство (внутреннее, идейно – психологическое). С единством внутреннего мира может сочетаться единство биографическое (у Блока). Лирического героя можно вводить с младших классов. Лирический герой обычно воспринимается как образ самого поэта, реально существующего человека. Иногда бывает сквозной образ лирического героя (ранняя лирика Лермонтова).
Поэтический мир – представление о наиболее близкой сфере жизни, об особом характере поэтического видения (Фет – лирика о любви, страдания). Лирическое «Я» - взгляд на мир, отвлеченный от конкретной личности.
Эмоциональный тон – определенное мировоззрение, эмоциональная реакция, лирическое самосознание.
Соотношение понятия «автор», «лирический герой» и «эмоциональный тон» то же, что в эпосе действительное лицо, персонаж и картина.
Образ переживания – лирический образ ( у Лермонтова – стремление к свободе).
Лирический сюжет – наиболее значимые, эмоционально – напряженные моменты в развитии чувства, в изменении душевного состояния, настроения лирического героя, а события, являющиеся источником возникновения этих чувств, часто описываются неполно, намеком и их иногда восстанавливают по каким-то вехам автора. Лирический сюжет – партитура чувств ( по Маранцману).
Пути анализа:
1. Усвоение лирического произведения попутно с биографией (В старших классах. Опасность - лирика может стать иллюстрацией к биографии).
2. Тематическое изучение (прослеживание определенных тем и мотивов лирики).
3. Подробное рассмотрение какого-либо лирического произведения, его анализ. (Время написания, кому посвящено, рассмотрение лирического героя, эмоционального фона, образа переживания, лирического сюжета, можно составить план, выбрать рифму, размер).
Очень важно иметь в виду, что лирическое произведение имеет определенное эмоциональное вступление (можно использовать музыку). Обязательно должно быть выразительное чтение.
**********
Особенности восприятия и анализа драматического произведения.
Анализировать драматическое произведение в школе наиболее трудно, в связи с этим в школьный курс оно вводится позже, чем лирика и эпос. Лирика с детства привлекает детей непонятностью (детские считалки). Эпическое произведение, на первый взгляд, кажется понятным. А в драматическом произведении – разговоры действующих лиц, которые детям не всегда понятны.
«В драме отпадает состояние мира, описываемое во всей полноте». (Гегель).
В эпопее господствует событие, в драме – человек. Герой эпоса – происшествие, герой драмы – личность человека. (Белинский).
В романе и новелле человек и его воля господствуют, а в комедии над волей героев берут верх случайности. (Белинский).
Эпопея, роман, простой рассказ уже самой формой отодвигают события в драме, так как между читателем и действующим лицом появляется рассказчик. Все повествовательные формы переносят настоящее в прошедшее; все драматические формы делают прошедшее настоящим. (Шиллер).
Специфическая черта драмы – безусловное преобразование словесных действий героев. В драме нет свойственных двух пространственно – временных ситуаций. Монологи и диалоги протекают здесь в том самом времени, что и изображаемые события и таким образом драматург достигает особого. недоступного эпосу эффекта. В то же время драма лишена возможности прямого и неторопливого анализа изображенного.
Драматург берет те ситуации, когда эмоция достигает определенной степени начала. Театр возник из потребности человека ощущать себя в состояние страсти. (Шиллер) . Драма требует сильных чувств. (Горький). Станиславский выделял волевой стержень этих эмоций. Много споров ведется о природе конфликта в драме. По Аристотелю драма движется от покоя, через разлад, снова к покою. У Шекспира в основе сюжета схема: порядок – хаос- порядок. Всеобщая основа конфликта – не достигнутое духовное благо человека.
Основана не на внешних действиях, а дискуссией между персонажами, на конфликтах, вытекающих из столкновения различных идеалов. (Шоу).
Если драматург берет пласты жизни, а не несчастные случаи, то тем самым он обязуется писать пьесы, в которых нет развития. (Шоу).
Драма должна ставиться на сцене, тогда можно её понять. Хамуев выделил два типа конфликта:
1. Конфликты- казусы (стечение обстоятельств, разрешимое волей отдельных лиц).
2. Конфликты субстанциальные (универсальные конфликты, которые возникают и исчезают согласно природе, истории).
Конфликт имеет две ипостаси:
1. Конфликт как факт знаменующий нарушение миропорядка,
в своей основе гармоничного.
2. Конфликт как черта самого миропорядка, как свидетельство его несовершенства.
Драматургия выдвигает на первый план формы поведения людей, в их духовной и эстетической значимости. Драма тесно связана со сферой мирового поведения. Театр и драма возникли из массовых праздников. Важно сценическое воплощение произведения.
Комедия является наиболее универсальным жанром драматургии. Именно комедия составляет жанровую доминанту реалистической драматургии. В комедии все, что сопряжено с игрой, наиболее ярко выражено.
Трагедия не так ярка.
В собственно драме действие связано с героем из обыденной жизни.
По мнению Кормана, в драме есть 2 способа выражения авторского сознания:
1. Сюжетно – композиционный (через расположение и соотношение частей).
2. словесный способ (через речь действующих лиц).

Авторская позиция выражается и через дополнительные средства:
- перечень действующих лиц;
- ремарки;
- указания для постановщиков и актеров.
В зависимости от проблематики и характеров способов выражения авторского сознания драматические произведения делятся на:
1. Эпическую драму (общий речевой стиль, за которым стоит автор).
2. Лирическую драму (романтическую) – автор стоит за главным героем и его речами (»Маскарад»).
3. Собственно драма, когда у каждого героя своя речь, важен сюжет и композиция.
В русской драме часто преобладает действие внутреннее, а не внешнее (Чехов, Горький).
Изучение драматического произведения в школе должно сопровождаться театральными сведениями. Важна трактовка.
Особенности изучения драмы:
Начинать надо с вступительного занятия (очень важно 1ое занятие). Часто здесь присутствует бытовой (культурно – исторический) комментарий. Этот комментарий необходим. На вступительных занятиях можно давать сценическую историю – прием изучения произведения.
Прием чтения по лицам – основной прием при изучении пьесы (на 2-3 уроке). Нельзя проводить чтение по лицам на 1ом уроке. На 1ом уроке можно дать вводный материал и желательно прочитать начало пьесы. Или по пути вслед за автором, или по ходу развития действий или пообразный путь. Можно проблемно – тематический путь (Горький «На дне»).
Работа с ремарками – в обязательном порядке. При изучении героев, характеров, можно обращаться к подтексту.
Прием сопоставления пьесы со сценическим воплощением.
Можно задавать проблемные вопросы, можно идти от названия (очень часто – «Горе от ума»).
________


Категория: Русская литература | Добавил: YeeeGORka (11/05/12)
Просмотров: 1760 | Теги: шпаргалки, методика, Литература | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]