Главная » Статьи » Русская литература |
Методы и приемы методики литературы
СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НАЗЫВАЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ МЕТОДА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: 1.МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ) ЕГО ЦЕЛЬ: способствовать сильному и длительному художественному впечатлению, которое затем непрерывно углубляется (может прерываться комментарием, краткой беседой). 2.АНАЛИЗИРУЮЩЕ-ИНТЕРПРЕТИРУЮЩИЙ (поисковый, исследовательский) метод . ЕГО ЦЕЛЬ: преимущественно более глубокое проникновение в литературное произведение. 3.СИНТЕЗИРУЮЩИЙ МЕТОД (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы). ЕГО ЦЕЛЬ: комплексная умственная деятельность учащихся на заключительной фазе работы, требование высокой степени творческой деятельности учащихся. Все указанные методы могут быть применены на всех фазах изучения произведения. Однако метод творческого восприятия (творческого чтения) преимущественно используется на первой и второй фазах изучения произведения, анализирующе - интерпретирующий - преимущественно на второй, синтезирующий - преимущественно на третьей фазе. Каждый примененный учителем прием должен быть связан с соответствующим видом деятельности учащихся. 1. ===МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ=== ==Задачи: Развивать и совершенствовать глубокое, более активное и полное, творческое восприятие художественного произведения; ==Приёмы: 1. Выразительное (художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен в исполнении актеров; 2. Обучение выразительному чтению учащихся; комментированное чтение; 3. Слово учителя, умеющее цельно правильное и возможно более глубокое эмоциональное восприятие произведения; 4. Беседа (цель выяснить впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляющая внимание на идейные и художественные особенности; 5. Постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения; 6. Слово учителя или беседа после изучения произведения. ==Развивает: 1. Наблюдательность; 2. Умение видеть и слышать явления жизни; 3. Умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий; ==Деятельность учащихся: 1. Чтение произведений в доме и в классе; 2. Выразительное чтение; 3. Заучивание наизусть; 4. Слушание художественного чтения; 5. Составление плана; 6. Близкие к тексту и сжатые пересказы; 7. Художественное рассказывание; 8. Устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении; 9. Инсценировка; 10. Критические заметки; 11. Рассматривание иллюстраций и оценка их; 12. Сочинения разных жанров. 2. ===ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД=== ==Задачи: Помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы. Важно помочь учащимся решить эти проблемы; учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов, учить размышлять, оформлять свои размышления в словах, в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной. ==Приёмы: 1. Обучение учащихся анализу текста художественного произведения, анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов целого произведения; образов героев; языка; композиции произведения, сопоставление различных произведений; 2. Постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям; 3. Самостоятельный поиск учащимся существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы. ==Развивает: Способствует дальнейшему усвоению учащимися метода науки: метода анализа художественного произведения по преимуществу и некоторым приемам историко-литературного анализа и в процессе этой работы овладению предусмотренными программой знаниями по теории и истории литературы. Развивает научную, критическую мысль учащихся, развивает их литературные способности, учит самостоятельному приобретению знаний, умений по специальному анализу литературного произведения. ==Деятельность учащихся: 1. Работа над текстом художественного произведения, анализу эпизода или целого произведения; 2. Пересказ как прием анализа; 3. Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос; 4. Составление плана как прием анализа композиции, части или целого произведения; 5. Анализ образа героя, сравнительная характеристика героев; 6. Составление плана к своему развернутому ответу, к докладу и сочинению; 7. Конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных искусств, анализа поставленной проблемы; 8. Выступление на диспуте. 9. Сочинение на частные темы как результат своей работы над произведением. 3. ===ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД=== (близок к эвристическому по функции и наименованию, но существенное отличие одного от другого в различии обучающей роли учителя и учебной, познавательной деятельности учащихся) ==Задачи: Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает или разъясняет условия или приемы работы. ==Приёмы: Выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них.(Учитель указывает источники, предлагает ряд тем сочинений, выдвигает темы для семинарских занятий) ==Развивает: 1. Мышление учащихся; 2. Овладение умениями связанными по данному учебному предмету ==Деятельность учащихся: 1. Самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения, анализ целого, не изучаемого в школе произведения; 2. Сопоставление в тематическом, проблемно-идейном, теоретико-литературном, историко-литературном, планах двух или нескольких произведений; 3. Сопоставление, анализ высказанных в критике нескольких точек зрения на произведение, образа героя с обоснованием своего мнения; 4. Сопоставление литературного произведения с его экранизацией; 5. Самостоятельная оценка литературного произведения, героев (доклады, семинарские занятия, сочинения, участие в диспутах). **** Развитие устной и письменной речи школьников 5-9 кл. в процессе изучения литературы. Речь учащихся зависит от многих причин. На ребенка влияет телевидение, компьютер. Нужно хорошо знать условия жизни, условия обучения – это влияет на культуру речи. Нужно выработать требования по развитию речи: 1) необходимость системы в регулярном развитии речи, то есть создание речевой среды, начитанность детей; 2) опора на эмоции, как на основу проявлениях новых мыслей, желание выразить их словами; 3) побуждение к овладению культурой речи, к выработке умения грамотной речи (организация творческого процесса); 4) необходимость системы технических упражнений, ведущих к овладению умений и навыков правильной письменной и устной речи; 5) преемственность между классами в развитии речи учащихся; 6) речь должна отличаться ясностью, логичностью, последовательностью, содержательностью, убежденностью, доказательностью. Как развивать речь? 1. Словарная работа (при изучении эпического и драматического в прозе чтения, лирического до или после прочтения). Чем меньше класс, тем тщательнее проводится словарная работа. Запись слова на доске. К словарной работе детей приучают с 1 класса, но в начальных классах игровое начало очень сильное. Словарная работа включает: 1) лексический разбор – объяснение непонятных слов, важных слов для понимания смысла, ситуации. Много фольклорных слов. Необходимо проводить работу с синонимами, омонимами, антонимами, сравнениями, олицетворениями и эпитетами. 2) фразеологическую работу – работа над пословицами, поговорками, крылатыми словами, образными выражениями и над многозначными словами (показывать, как писатель их использует). 3) работа по стилистике – трудоемкая работа, обучение верно говорить. нужно обратить внимание на деепричастные обороты ( у деепричастия и сказуемого должно быть одно лицо). Надо обращать внимание на инверсию и ее роль, на риторические вопросы и восклицания. Дети не всегда видят иронию и принимают ее в прямом смысле – надо напомнить школьникам об иронии, ироническом стиле. Организация выразительного чтения: Выразительно чтение – 1ый момент анализа текста. Выразительно чтение связано с заучиванием наизусть. Учитель должен задавать вопросы, предлагать вначале ответы на вопросы. Устные ответы могут быть разного типа: - вопросы восприятия текста; - вопросы на понимания смысла произведения; - на межпредметные связи; - на развитие речи. Учеников нужно предупредить, как работать – фронтально – краткие или полные ответы в процессе пересказа. пересказ – школьная работа с текстом. Пересказы бывают: - воспроизведение – пересказ текста или подробный или по плану, близкий к тексту, сжатый (краткий); - творческие – пересказ с изменением лица ( если от 1го, то от 3го и наоборот), пересказ с заменой диалога на повествовательную речь, пересказ выборочный (какой-то один эпизод), пересказ свободный. Устное словесное рисование (предложила Т.В. Чирковская) – то не обычный пересказ, это прием, к которому учитель прибегает тогда, когда в тексте встречается эпизод намеченный, но не открытый ( суд в «Дубровском»). Устное сочинение. Система обучающих письменных работ за многие годы выработалась основательно. Виды письменных работ: 1) Планы – надо уметь составлять и оформлять. Пишется тема – план (может быть просто 1, 2, 3 и составное I , II 123 , III). Планы даются для выяснения знания текста, сюжета, композиции. План – это перечень основных мыслей в определенном порядке. Планы могут быть в вопросительной форме (должны быть все пункты плана тогда в вопросительной форме) и в утвердительной форме. Пункты плана должны быть краткими, точными, нельзя давать слишком большие. Цитатные планы – каждый пункт содержит цитату из произведения. В средних классах можно давать цитатные планы. План должен отражать смысл текста в определенной последовательности. План - самая краткая запись, отражающая последовательность изложения и обобщения. Планы дисциплинируют, заставляют вернуться к тексту еще раз. В средних классах можно давать цитатные планы. 2) Изложения могут быть разные: проверочные, контрольные, могут быть просто, когда учат писать изложения. Изложения обычно проводятся таким образом: учитель должен подобрать текст, законченный по форме, содержанию. Этот текст должен быть в меньшей степени с диалогами, лучше совсем без диалогов текст. Текст должен прочитываться дважды, на доске – запись слова, которое требует комментария, дальше – второе чтение, медленное. Если проводится контрольное изложение – ученики сами пишут, если учебное – то составляют план. Может быть изложение с включением фраз, выражений (они пишутся на доске). 3) Сочинения в средних классах 3х типов: 1. сочинение – описание, в котором ученик должен дать общее впечатление от предмета, лица, указать отдельные признаки, черты, дать оценку. 2. сочинение – повествование, в котором всегда излагается материал во времени (есть начало события, развитие и конец). 3. сочинение – рассуждение, которое включает в себя высказывания или тезис, затем доказательство тезиса и третья часть – выводы. Очень трудоемкий процесс – процесс подбора материала. Материал обычно ищут в окружающей действительности (описание друга, города и тд), и материал ищут в книгах, в литературе. Не все, что находят, нужно включать в сочинения. 4) Письменные ответы (по содержанию, по смыслу, по стилю). Тезисы – то, что доказывается или опровергает автор. Это доказываемое предположение или утверждение. В старших классах ученик должен уметь делать выписки из текста ( приучать делать закладки, отмечать цитаты – это устно), и использовать эти выписки и цитаты в сочинении. Тезисы бывают: - основные – главные положения, принципиально важные; - простые – просто дан перечень основных положений, без выделения главных. Простых терминов много, основных всегда несколько. Тезисы могут готовиться как перечисление основных положений. Конспект – систематическая, логически связанная запись, выписки и тезисы. Конспекты бывают разные. Чаще всего конспект текстуальный. Конспект может быть плановый – сжатый, в виде развернутого плана. Конспект свободный – составление выписок, цитат, терминов. Конспект тематический. Конспекты пишутся в старших классах, в связи с изучением критических статей. *** В настоящее время, благодаря трудам психологов и методистов (Л. Г. Жабицкой, Н. Д. Молдавской, В. Г. Маранцмана, О. И. Никифоровой, З. Я. Рез, Л. Н. Рожиной, Н. Я. Мещеряковой и др.), многое известно о школьнике как о читателе, о закономерностях его литературного развития, о зависимости уровня читательской культуры от характера обучения, о качественных изменениях его отношения к искусству в связи с возрастными сдвигами, об индивидуальных читательских особенностях и т. д. По наблюдениям психологов, ученик в своем развитии проходит ряд стадий: младший подростковый возраст (10-12 лет), старший подростковый (13-14 лет) и период ранней юности (16-17 лет). Возрастные этапы развития ребенка примерно совпадают с обучением его в определенных классах: младший подростковый возраст – 4-6 классы, старший подростковый – 7-8 и пора ранней юности – 9 и 10 классы. Деление учащихся на возрастные группы в известной мере условно, так как развитие человека протекает неравномерно. Интенсивность его внутреннего роста зависит от разных факторов – не только от возраста, но и от социального, бытового, психологического микроклимата, в котором он воспитывается, и, конечно, от индивидуальных особенностей его личности. Еще более сложно обстоит дело, когда речь идет о литературном развитии человека. Известно, что в одной и той же возрастной группе можно встретить учеников с очень разными уровнями литературного развития: некоторые ребята опережают своих сверстников на один-два года, другие, наоборот, отстают от товарищей. Но при всех индивидуальных различиях у школьников одного возраста и одного класса есть и много общего. Эти общие тенденции в литературном развитии учащихся сказываются в наступающих с возрастом изменениях их отношения к литературе и искусству в целом, в трансформации литературных предпочтений и оценок литературных героев, в существенных сдвигах в литературном развитии. Сходными оказываются и сложности, которые сопутствуют этим сдвигам на каждом возрастном этапе. Периоды литературного развития школьника 3 периода: 5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы 5 класс Пересказывают (вместо анализа), забирая слова из текста, заимствуют речевые штампы. Нет ощущения чужого текста – цитаты пишут без кавычек. Литература для них – копия жизни, фиксация действительности. Связь с жизнью, оценка произведения не с точки зрения того, как написано, а насколько совпадает с реальным жизненным опытом. Заимствуют мысли из других произведений при анализе. Репродуктивное воображение очень развито. 6 класс Отдельный прорыв к анализу формы. Пересказ с элементами анализа, но тоже используют штампы. Не могут выделить суть – перечисляют по мелочи все события. Замена обобщения частным пересказом эпизода, трудно выйти на обобщение. 5-6 классы – период наивного реализма. Слияние искусства с действительностью при чтении. Книга воспринимается как фиксация жизни. Не запоминают имена авторов. Нет внимания к форме, главное – сюжет. Эмоциональная реакция. Увидеть позицию автора не может. 7 класс Большая способность к обобщению – выделяют суть. Больше логики. Ищут в книге поучение. Штампы используют более ограниченно. Творческое воображение развито, отождествляют себя с героем. Очень важно личное отношение – желание вмешаться в сюжет и изменить его. Попытка понять намерения автора, авторскую эмоцию, но могут подменить авторскую эмоцию своей. Могут уже мотивировать свои эмоции. Внимание к слову (детали). 9-11 классы Нет ссылок на эпизоду. Нет доказательства текстом. Перестают видеть отдельное слово. Говорят о творчестве автора в целом, о связях с другими произведениями. Осознание мира как целого. **** В центре монографической темы — писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка. Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя. Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя. У многих учителей-словесников внимание направлено на «встречу с писателем», на живой эмоциональный взгляд, на биографический материал творений писателя. Форма проведения уроков-биографий разнообразна: урок-лекция, самостоятельные доклады школьников, работа по учебнику, заочные экскурсии, уроки-концерты, уроки-панорамы. Важна постановка проблемных вопросов, работа над планом, использование художественных текстов. Снять хрестоматийный глянец, представление о непогрешимости личности писателя не менее важно, чем найти интересный для учеников аспект, понять не только величие писателя, но и сложность становления его личности и таланта. Мир идей писателя, его эстетические принципы открываются читателю-школьнику не сразу, однако отсутствие целенаправленной совместной деятельности учителя и учеников в данном направлении рождает неполноценное, фрагментарное восприятие, когда учащиеся не соединяют значение отдельных сцен и описаний в единую картину, не чувствуют содержательной функции композиции и жанра, мыслят средства поэтической выразительности вне связи с самой сутью произведения. Увеличение интереса к чтению и изучению классики, повышение нравственного потенциала уроков, осознание эстетического и жанрового своеобразия русской литературы XIX и XX вв. – вот основные вопросы, которые волнуют учителя-словесника и которые могут быть решены только в общей системе школьного литературного образования. __________ | |
Просмотров: 2478 | | |
Всего комментариев: 0 | |