Главная » Статьи » Русская литература

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Внеклассное чтение — одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики — эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся
В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе. В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса.
В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.
Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно «независимыми» могут быть «библиотечные уроки», обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации.
Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах, таким образом, связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями «вечных вопросов».
Помимо внутрипредметных связей в практике отечественной школы давно были намечены и широко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с уроками истории, географии, музыки и изобразительного искусства. Интересно проходят такие уроки, как «Зима в русской поэзии, живописи и музыке», «Исторические события и герои в романах В. Скотта», «Путешествия русских писателей», обсуждения новых книг из серий «Жизнь замечательных людей», «История Отечества», «Жизнь в искусстве» и др.
При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:
- разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;
- тематическое разнообразие;
- сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);
- чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);
- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).
Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации.
Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.

******
Внеклассная и внешкольная работа по литературе.
Развивать интерес к литературе, развивать творческие способности учащихся, научить наслаждаться искусством, «купаться» в нем – главные задачи внеклассных работ.
Основные направления внеклассной работы:
1. Читательское направление:
- читательские конференции;
- читательский устный журнал;
- конкурсы чтецов;
- читательские декады;
- литературные чтения;
- заседания круглого стола и др.
2. Исследовательское направление:
- научные конференции учащихся ( на уровне школы, района, города, области, РФ);
- краеведческие работы .
3. Творческое направление.
4. Литературные праздники:
- утренники;
- конкурсы;
5. Игровое направление:
- викторины;
-КВН;
- литературные ринги;
- игры типа «что? где? когда?».
Направления и формы работ иногда перекликаются.
Литературные объединения в школе:
Кружки (15-20человек):
1- читательские (Друзья книги, Любители поэзии, Любители фантастики);
2- библиотечные;
3- литературно – творческие (кружки поэтов, прозаиков, драматургов);
4 - драматические кружки;
5 – историко – литературные кружки ( могут быть кружки одного писателя);
6 – литературно – краеведческие ( связаны с писателями родного края);
7 – фольклорные кружки;
8 – кружок художественного слова;
9 – кружок чтецов.
Клубы (100 -200 человек, включает в себя кружки, как секции).
Школьный музей ( может быть одного писателя, или литературный или краеведческий).
Направление межпредметного характера – «содружество искусств» - литературно – музыкальная композиция, школьный театр, литературно – музыкальные журналы.
Разновидности литературных вечеров:
1. Юбилейные вечера;
2. тематические вечера;
3. вечера, посвященные жизни и творчеству одного писателя;
4. вечер одного жанра (поэтический вечер, либо посвященный фантастике).
5. вечер вопросов и ответов (дискуссия);
6. вечер литературно – музыкальный ( в форме монтажа).
Примеры:
Литературный салон «Литературная гостиная» (тургеневские девушки).
Литературно – музыкальная композиция (этих дней не смолкнет слава, жил и пел для нас – о Высоцком, огонь войны души не сжег, мысли о добром и прекрасном).
Литературный игры ( поле чудес, колесо истории, что где когда, умники и умницы).
Дискуссионные клубы по актуальным проблемам современности (читать или не читать? истинная любовь к отечеству, в чем она выражается? нельзя же без жаргонизмов? современная литература для молодежи).
Проектная технология.
Смотр литературных газет.
Сюжетно – ролевые и познавательные творческие игры:
- литер. турниры;
- литер. аукционы;
-литер. викторины;
- игры по отдельным произведениям / по отдельным авторам/ по разделам литературы.
Библиотечная деятельность «Литературный забор».
_____________


Категория: Русская литература | Добавил: YeeeGORka (11/05/12)
Просмотров: 1763 | Теги: шпаргалки, методика, Литература | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]