Главная » Статьи » Русская литература

Школьный анализ. Требования к уроку по литературе
Пути. Существуют 3 пути анализа:
1) вслед за автором (по ходу действия);
2) пообразный ( в центре – образы);
3) проблемно – тематический (выделение проблем и тем произведения);
4) смешанный (комплексный). (сочетающий в себе 2-3 пути).ё
Чаще всего учителя пользуются смешанным путем, почти нет в практике чистого пути.
Путь вслед за автором:
1. Произведение изучается приближенно к первичному читательскому восприятию. Цель такого пути – углубить эмоционально – образное воздействие на ученика.
2. Внимание учеников привлекается к опорным эпизодам, авторским ремаркам, отступлениям, и каждый эпизод рассматривается как этап в развитии авторского замысла и главной идеи произведения.
3. В центре опорных эпизодов и авторских комментариев стоят характеры литературных героев, которые раскрываются по ходу развития сюжета.
Рыбникова: «От поступка к характеру, от события к смыслу».
4. Такие компоненты художественной формы, как авторские отступления, картины природы, язык героев, речь повествователя, не обособляются от целостного восприятия произведения, а рассматривают попутно, в процессе чтения или анализа опорных эпизодов.
5. Философские, нравственные, эстетические проблемы произведения рассматривают в их свойственном возникновении в связи с конкретной ситуацией.
6. Изучение произведения заканчивается выводом о его объективной идее и его современном значении.
«+» этого пути:
- естественный порядок разбора, повторение процесса чтения на высшем уровне позволяет следовать за развитием мысли автора и увидеть произведение в единстве формы и содержания;
«-» этого пути: опасность растворения в тексте, превращение анализа в сплошное комментирование.
Пообразный путь наиболее привычен в школе и включает в себя:
1. Произведение охватывается целиком и его идея раскрывается путем вычленения судьбы центрального героя;
2. с связи с главным героем рассматриваются другие персонажи, группировка их по различным признакам (социальным, семейным и тд).
3. идейно- художественная функция у произведения раскрывается через систему образов.
4. выбор опорных героев, эпизодов. Определенное значение данного образа.
5. одно из звеньев этого пути – организация прочтения произведения дома, организация самостоятельной работы над образом.

Характеристика литературного героя:
1. Биографические сведения;
2. основные качества личности;
3. поступки;
4. взаимодействие с окружающими;
5. портрет;
6. речь;
7. авторская характеристика;
8. читательское отношение к герою.

Образ героя (характеристика входит + дополнительно):
1. работа писателем над образом;
2. прототипы героя;
3. разнообразные приемы раскрытия образа;
4. место персонажа в системе образов;
5. типичность персонажа (если это реалистическое произведение);
6. суждение критиков;
7. воссоздание персонажа в других видах искусства (фильмы, театральные постановки);
8. значение образа в истории литературы и в общественной жизни;
9. современное понимание образа.

Пообразный путь соответствует задачам литературы, искусства. Это традиционный анализ, дает оптимальные результаты. Но в последнее время появляются штампы, начали боятся этого пути, делить героев на положительные и отрицательные.
Проблемно – тематический путь.
Путь вслед за автором – путь для средних классов. Проблемно – тематический путь – высший путь анализа, для старших классов, путь глубокого проникновения в произведение.
1. Выдвижение из всего содержания произведения тех или иных филологических, социальных, нравственных, эстетических проблем в зависимости от их значимости в тексте.
2. Рассмотрение тематики и проблематики произведения в их системе и взаимозависимости.
3. Выбор эпизодов главным образом в связи с определенными темами и проблемами.
4. Проблемное изучение произведения предполагает как постановку перспектив вопроса, так и более частных вопросов.
5. Анализ по проблемам и темам не означает отказа от анализа формы произведения.
«+» этого пути:
дает целостное представление о произведении, охватывает произведение с разных сторон.
«-» этого пути:
можно опустить частности, детали.

Приемы.
Приемы изучения делятся на:
- литературоведческие;
- школьные;
Литературоведческие приемы:
1) анализ композиции, сюжета, тематики, системы образов, портрета, пейзажа, интерьера;
2) прием сопоставления (жизненный материал и вымысел):
- прототипов и героев;
- героев одного произведения;
- героев разных произведений;
- произведений одного писателя;
- произведений разных писателей;
- типы сознания писателей;
- разные редакции одного произведения;
- произведения и постановку в театре или фильм.
3) комментарии (историко-литературные и историко-культурные и тд).
4) стилистический анализ.
5) анализ в аспекте пространственных характеристик (где происходит, почему такое место).
Школьные приемы (пользуются только учителя):
1) выразительное чтение;
2) прием устного словесного рисования (предложила Черковская). Устное словесное рисование – это не просто пересказывание, то, что можно додумать, представить.
3) чтение предварять живыми впечатлениями (предложен Рыбниковой). Часто при описании пейзажной лирики.
4) пересказы (особенно творческие и пересказы с изменением лица).
5) заочная экскурсия;
6) инсцинирование;
7) составление киносценария;
8) скрытый анализ (рассматривание иллюстраций, рисование) .

***************

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ.
I ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ.
1. Структурная четкость урока (ясная поставка цели, организованное начало, этапы урока, выводы, заключение, беседы на интересующие темы).
2. Контакт с классом (умение быстро включить класс в работу, поддержать дисциплину, привлекать внимание учащихся к главному).
3. Нормальный теми урока (энергичность учителя, способность понять, что материал усвоен и можно перейти к другому разделу, умение выводить из своеобразных «тупиков», «застоя» в уроке и т. д.).
4. Педагогическая зоркость (способность замечать и исправлять на ходу все ошибки, допускаемые учащимися на уроке, внимание к поведению и работе каждого ученика).
5. Речь (правильность, четкость, выразительность).
6. Такт учителя, тон его голоса, характер взаимоотношений с учащимися (недопустимы грубость, резкость, попустительство, невыразительность, нерешительность, вялость).
7. Правильность использования оценок (сколько их, насколько они весомы, обосновать, как прокомментированы, когда поставлены).
II МЕТОДИЧЕСКИЕ.
1. Знание материала, владение им и правильный отбор его для урока.
2. Научная обоснованность анализа художественного произведения. Опора на достижение литературоведения, связь с современностью, уместность этой связи.
3. Логика подачи материала, правильный выбор пути и приемов анализа художественного произведения.
4. Степень глубины и доступности для учащихся анализа текста, учет первоначального восприятия.
5. Система вопросов при проведении беседы по содержанию произведения (вопросы на развитие воображения, эмоциональное восприятие, логическое осмысление, понимании позиции ангора, мастерства писателя).
6. Гибкость в использовании приемов и методов, способность перестраиваться на ходу варьирован» приемы, формы работы, импровизировать в зависимости от хода урока.
7. Связь материала данного урока с материалом предшествующим и последующим.
8. Установление межпредметных связей, их уместность. Грамотность в использовании ТСО и наглядных пособий.
9. Работа учителя по выработке у учащихся умений и навыков, требуемых в данном классе программой.
10. Идейно-нравственное и эстетическое воспитание на уроке.
III РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Качество используемых на уроке отрывков из, текста, размеры, идейная и художественная значимость.
2. Организация беглого и выразительного чтения (работа над быстротой чтения, произношения, интонацией и т. д.).
3. Словарная работа при анализе текста, уместность ее правильность проведения.
4. 11етериимость к неграмотной речи, к шаблонным фразам, к жаргонным словам.
****************
Теория литературы в школьном изучении. Выделяются 3 цикла проблем:
1) учение об особенностях жанра действительности;
2) учение о структуре литературного произведения;
3) учение о литературном процессе.
Теория литературы в школьном курсе представлена в двух видах:
1) в самих терминах (с 5го класса понятия «этика», «метафора»);
2) такими понятиями, которые не расшифровываются (традиция новаторство), вводимыми постепенно в обиход речи.
Теория литературы служит своеобразным инструментарием в процессе анализа произведения.
Изучение теории литературы помогает понять и по достоинству оценить художественное произведение, творчество писателя, помогает ориентироваться в литературном процессе, понимать специфику искусства, кроме этого вырабатывает принципы оценки словесного творчества, умение их анализировать, развивает критическую мысль и способствует формированию эстетического вкуса. Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируются по разделам. Общие принципы и приемы изучения элементов теории литературы в школе обоснованы в фундаментальном труде академика В.В. Голубкова. В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности: 1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений. 2. Общее представление о признаках этого явления. 3. Определение понятия или установление его характерных признаков. 4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения. 5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления. 6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками. Исследование вопросов теории литературы в школьном изучении отражено в трудах В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, Г.И. Беленького, М.А. Снежневской, А.Г. Балыбердина, Н.И.Прокофьева, Н.И. Громова, Н.О. Корста, А.В. Дановского, Л.К. Кузнецовой, Л.А. Мурач, О.Ю. Богдановой. Г.И. Беленький прослеживает формирование теоретико-литературных понятий на нескольких этапах: первоначальные стихийные представления, затем - целенаправленное абстрагирование признаков, завершающееся определением понятия, и, наконец, уточнение понятия, включение его в систему понятий и применение к новому материалу. Основными критериями овладения понятием Г.И. Беленький считает критерий единства обобщения и конкретизации"
***************

Изучение эпических произведений в средних и старших классах. Пути анализа
Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М. А. Рыбникова: «Методические приемы диктуются природой произведения... Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое стихотворение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельными учениками, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали» (Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения).
Широкие рамки повествовательной формы, которую представляет собой роман, позволяет вместить в него и историю человеческой жизни, и картину общественных нравов, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение огромного многообразия человеческих характеров. Достоинства романа высоко ценил В. Г. Белинский.
Если роман представляет собой большое эпическое произведение, охватывающее значительное количество событий, действующих лиц, то рассказ основывается на изображении одного или нескольких фактов, характерного для определенных социально-исторических условий. Рассказ — основной эпический жанр, изучаемый в 5-8 классах. Повесть является средней эпической формой, она раскрывает смысл большего количества эпизодов и персонажей, чем рассказ.
Связать и сюжет, и другие элементы композиции, и образы, и приемы изображения, которыми пользуется писатель, с проблемами, которые волнуют его, и выбрать для решения этого наиболее оптимальный методический вариант — ответственная задача учителя.
Поскольку основным недостатком восприятия эпических произведений особенно после их самостоятельного чтения оказывается отсутствие целостности, то одной из задач анализа является воссоздание этой целостности, причем внимание к жанру произведения играет в решении этой задачи немалую роль. Система анализа эпических произведений в старших классах строится на использовании многообразия методов и приемов анализа. В работе со старшеклассниками особое внимание следует уделить выбору глав, эпизодов, описаний и обобщениям после наблюдений над отдельными частями текста, особенно в условиях обзорного изучения.
Важное значение в чтении и анализе текста имеет обдумывание авторской позиции, его концепции человеческой личности.
Совершенствование деятельности старшеклассников связано с увеличением их творческой самостоятельности в ходе анализа литературных произведений. Особое значение имеет постепенное усложнение заданий старшеклассникам, целенаправленное формирование умений и навыков: от наблюдений над особенностями стиля произведений русских писателей, от первоначальных выводов и обобщений, касающихся отдельных компонентов стиля, — к владению теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста.
Современной школе необходимы новаторские поиски учителя-словесника, серьезные раздумья о современном уроке литературы, о характере общения читателя с миром художественного произведения, наконец о характере общения учителя и ученика.
И учитель, и ученик живут в период напряженных творческих исканий всего общества, в период создания новых оценок пути, пройденного литературой и искусством, — все это не может не оказать влияния на формирование духовного мира молодежи.
В совместной деятельности учителя и ученика важно добиться усвоения содержания и общих принципов анализа, и владения теоретическими понятиями, и развития эмоционально-волевой сферы
В первую очередь следует обратиться мыслями и чувствами к автору произведения, к его мировосприятию, к его художественному мировоззрению.
Внимание к позиции автора, к его нравственным, гражданским и эстетическим идеалам помогает формированию нравственных чувств учащихся — причем именно в процессе чтения, целостного восприятия и анализа.
Повышение читательской культуры учащихся, углубление их непосредственного восприятия, необходимость сознательного отношения к науке о литературе, к школьному анализу требуют от учителя новых поисков вариантов содержания, задач, форм и методов проведения уроков и внеклассных занятий. В проведении анализа на первый план выдвигается умелое руководство деятельностью учащихся, обобщение результатов творческих самостоятельных работ, постановка проблемных вопросов, помогающих выделить в учебном материале главное, существенное.
_________


Категория: Русская литература | Добавил: YeeeGORka (11/05/12)
Просмотров: 9830 | Теги: шпаргалки, методика, литература | Рейтинг: 3.6/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]