Главная » Статьи » Русский язык

Методы и приёмы обучения русскому языку
Методы и приёмы обучения русскому языку
1.Приёмы семантизации новых слов:

• предметно-картинная наглядность;
• сапоставление русских и эстонских слов с неодинаковым объёмом значений;
• сравнение нового слова с извезтными учащимся русскими словами;
• толкование на русском языке;
• этимологический анализ;
• использование синонимов,антонимов;
• догадка по контексту;
• перевод;
• подбор однокоренных слов;
• иллюстративная наглядность;
• дефиниция.
2. Приёмы закрепления новой лексики:
• перевод слов на русский язык;
• перевод словосочетаний на русский язык;
• перевод предложения на русский язык;
• перевод связного текста на русский язык;
• перевод связного текста на русский язык;
• подбор синонимов,антонимов,однокоренных слов;
• составление предложений с данными словами;
• составление предложений с данными словосочетаниями;
• составление предложений по деформированному тексту;
• парафраз;
• дополнение предложений;
• ответы на вопросы с использованием новой лексики.
• тренировка.
3. Приёмы объяснения грамматического материала:
• объяснение на эстонском языке;
• сопоставление с родным языком;
• внутриязыковое сопоставление нового с уже известным языковым явлением;
• коллективное налюдение с выводом;
• самостоятельное наблюдение с выводом;
• готовое правило,языковая модель и т. п.;
• картинная,предметная или моторная наглядность;
• игровой приём;
• ситуативность.
• тренировка.
4. Приёмы закрепления грамматического материала;
• составление словосочетания или предложения по образцу;
• реакция на реплику по образцу;
• парафраз;
• перевод;
• дополнение и заканчивание предложений;
• ответы на вопросы с использованием указанного грамматического явления;
• выбор нужной грамматической формы;
• творческий диктант;
• нахождение в тексте указанной грамматической формы;
• определение грамматических форм;
• имитация,подстановка,трансформация,репродукция;
• рецептивный грамматический навык:опознавание факторов языка,дифферентация,соотнесение грамматической формы со значением;
• продуктивный грамматический навык:выбор модели предложения,оценка выбора модели,правильное оформление речевого высказывания;
• конструктивность грамматического материала;
• функциональность.
• диалог;
• мндивидуальная работа;
• работа в парах;
• групповая работа;
• ролевая игра.
5. Приёмы развития понимания речи на слух:
• выполнение устных распоряжений и указаний учителя;
• прослушивание текста в фонозаписи со зрительной опорой на текст;
• прослушивание текста в фонозаписи без зрительной опорой на текст;
• прослушивание текста в фонозаписи со зрительной опорой на наглядность;
• прослушивание рассаказа учителя,учащихся или других лиц;
• прослушивание речи учителя,учащихся или других лиц с ответной реакцией.
6. Приёмы развития подготовленной речи (монологической):
o подробный пересказ прочитанного или прослушанного текта (прозаического или стихотворного);
o краткий пересказ прочитанного или прослушанного текста;
o выборочный пересказ прочитанного или прослушанного текста;
o пересказ с грамматическим заданием;
o ответы на вопросы по прочитанному тексту;
o составление плана;
o составление предложений по картине;
o составление предложений на тему;
o чтение стихотворения наизусть;
o чтение отрывков прзы наизусть.
7.Приёмы развития подготовленной речи(диалогической):
o повторение за учителем(диктором) реплик и диалогов;
o заучивание наизусть готовых диалогов;
o дополнение диалогов;
o коллективное составление диалогов по тексту.на тему.по речевой ситуации;
o ответы на вопросы;
o инсценирова текста.
8. Приёмы развтия неподготовленной речи (монологической):
o творческий пересказ прочитанного текста;
o характеристика действующих лиц п рочитанного рассказа;
o сравнение и сопоставление персонажей из разных рассказов;
o оценка прочитанному тексту,просмотренному фильму,спектаклю;
o самостоятеоьное составление связного рассказа на тему,по картине,по серии сюжетных картин,по речевой ситуации;
o оценка фактов с обоснованием своей точки зрения;
o подтверждение или опровержение фактов или утверждений;
o доклад;
o выступление;
o диспут.
9. Приёмы развития неподготовленной речи (диалогической )
• самостоятельное составление и воспроизведение диалогов
• по картине или серии картин;
• составление и воспроизведение диалогов на тему;
• составление и воспроизведение диалогов по речевой ситуации.
10. Приёмы работы над техникой чтения :
• слушание образца для произношения (слов,словосочетаний или предложений) и воспризведение данного образца учащимися индивидуально.
• слешание образца для произношения (слов,словосочетаний или предложений ) и воспроизведение данного образца учащимся хором;
• слушание образцового чтения всего текста;
• слушание и воспроизведение отдельных предложений текста индивидуально;
• слушание и воспроизведение отдельных предложений хором;
• чтение текста или его смысловых отрывков учащимися индивидуально.
11. Приёмы работы над смысловым чтением:
• нахождение в тексте выборочных фраз (выборочное чтение );
• ответы на вопросы по прочитанному (на эстонском языке );
• ответы на вопросы по прочитанному на русском языке;
• ответы на вопросы своими словами;
• отбор иллюстраций,соответствующих содержанию прочитанного текста;
• отбор высказываний,соответствующих содержанию прочитанного текста.
12. Приёмы развития письменной речи:
• ответы на вопросы по тексту;
• ответы на вопросы по теме;
• ответы на вопросы по картине;
• составление плана;
• составление характеристики;
• составление рассказа по опорным словам;
• составление рассказа на тему;
• составление рассказа по картине;
• составление рассказа по серии картин;
• составление рассказа по прослушанному тексту;
• изложение краткое или подробное;
• изложение с самостоятельной концовкой;
• диктант;
• перевод;
• составление связного рассказа с изменением жанра данного текста;
• сотавление аннотаций;
• переписка с друзьями;
• составление рецензий;
• эссе;
• сочинение;
• тесты на грамматические конструкции;
• реферат;
• исследовательская работа.
13. Приёмы понимания русской речи на слух:
• ответы на вопросы по прослушанному;
• составление вопросов по прослушанному;
• краткий,подробный или выборочный пересказ прослушанного на родном языке;
• краткий,подробный или выборочный пересказ прослушанного на русском языке;отбор рисунков,соответствующих содержанию прослушанного рассказа;
• отбор высказываний,соответствующих содержанию прослушанного текста;
• придумывание концовки прослушанному рассказу;
• придумывание заглавия прослушанному рассказу с обоснованием выбора на родном языке;
• на русском языке.
14. Приёмы проверки говорения:
• творческий пересказ;
• ответы на вопросы по теме;
• составление вопросов на тему или по картине;
• составление и воспроизведение диалога по речевой ситуации;
• составление диалога по картине;
• составление диалога на тему;
• составление рассказа на тему;
• составление рассказа по картине;
• составление рассказа по речевой ситуации.
15. Приёмы проверки письменной речи:
• ответы на вопросы по теме или картине;
• перевод с эстонскогоязыка на русский;
• составление плана;
• подробное или краткое изложение;
• изложение с самостоятельной концовкой;
• рассказ (сочинение ) на тему;
• рассказ (сочинение ) по картине;
• составление диалога на тему,по тексту,по картине, или речевой ситуации.
16. Приёмы прверки прочитанного текста:
• ответы на вопросы по прочитанному;
• пересказ содержания прочитанного на родном и русском языках;
• составление вопросов по прочитанному;
• составление плана;
• отбор картин,соответствующих содержанию прочитанному;
• отбор высказываний,соответствующих содержанию прочитанному;
• рецензии;
• аннотация;
• характеристика персонажей произведения;
• дополнение предложений по тексту;
• выбор правильного варианта.
________


Категория: Русский язык | Добавил: YeeeGORka (11/05/12)
Просмотров: 8333 | Теги: шпаргалки, методика, русский язык | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]