Главная » Статьи » Русский язык |
Методы и приёмы обучения русскому языку
Методы и приёмы обучения русскому языку 1.Приёмы семантизации новых слов: • предметно-картинная наглядность; • сапоставление русских и эстонских слов с неодинаковым объёмом значений; • сравнение нового слова с извезтными учащимся русскими словами; • толкование на русском языке; • этимологический анализ; • использование синонимов,антонимов; • догадка по контексту; • перевод; • подбор однокоренных слов; • иллюстративная наглядность; • дефиниция. 2. Приёмы закрепления новой лексики: • перевод слов на русский язык; • перевод словосочетаний на русский язык; • перевод предложения на русский язык; • перевод связного текста на русский язык; • перевод связного текста на русский язык; • подбор синонимов,антонимов,однокоренных слов; • составление предложений с данными словами; • составление предложений с данными словосочетаниями; • составление предложений по деформированному тексту; • парафраз; • дополнение предложений; • ответы на вопросы с использованием новой лексики. • тренировка. 3. Приёмы объяснения грамматического материала: • объяснение на эстонском языке; • сопоставление с родным языком; • внутриязыковое сопоставление нового с уже известным языковым явлением; • коллективное налюдение с выводом; • самостоятельное наблюдение с выводом; • готовое правило,языковая модель и т. п.; • картинная,предметная или моторная наглядность; • игровой приём; • ситуативность. • тренировка. 4. Приёмы закрепления грамматического материала; • составление словосочетания или предложения по образцу; • реакция на реплику по образцу; • парафраз; • перевод; • дополнение и заканчивание предложений; • ответы на вопросы с использованием указанного грамматического явления; • выбор нужной грамматической формы; • творческий диктант; • нахождение в тексте указанной грамматической формы; • определение грамматических форм; • имитация,подстановка,трансформация,репродукция; • рецептивный грамматический навык:опознавание факторов языка,дифферентация,соотнесение грамматической формы со значением; • продуктивный грамматический навык:выбор модели предложения,оценка выбора модели,правильное оформление речевого высказывания; • конструктивность грамматического материала; • функциональность. • диалог; • мндивидуальная работа; • работа в парах; • групповая работа; • ролевая игра. 5. Приёмы развития понимания речи на слух: • выполнение устных распоряжений и указаний учителя; • прослушивание текста в фонозаписи со зрительной опорой на текст; • прослушивание текста в фонозаписи без зрительной опорой на текст; • прослушивание текста в фонозаписи со зрительной опорой на наглядность; • прослушивание рассаказа учителя,учащихся или других лиц; • прослушивание речи учителя,учащихся или других лиц с ответной реакцией. 6. Приёмы развития подготовленной речи (монологической): o подробный пересказ прочитанного или прослушанного текта (прозаического или стихотворного); o краткий пересказ прочитанного или прослушанного текста; o выборочный пересказ прочитанного или прослушанного текста; o пересказ с грамматическим заданием; o ответы на вопросы по прочитанному тексту; o составление плана; o составление предложений по картине; o составление предложений на тему; o чтение стихотворения наизусть; o чтение отрывков прзы наизусть. 7.Приёмы развития подготовленной речи(диалогической): o повторение за учителем(диктором) реплик и диалогов; o заучивание наизусть готовых диалогов; o дополнение диалогов; o коллективное составление диалогов по тексту.на тему.по речевой ситуации; o ответы на вопросы; o инсценирова текста. 8. Приёмы развтия неподготовленной речи (монологической): o творческий пересказ прочитанного текста; o характеристика действующих лиц п рочитанного рассказа; o сравнение и сопоставление персонажей из разных рассказов; o оценка прочитанному тексту,просмотренному фильму,спектаклю; o самостоятеоьное составление связного рассказа на тему,по картине,по серии сюжетных картин,по речевой ситуации; o оценка фактов с обоснованием своей точки зрения; o подтверждение или опровержение фактов или утверждений; o доклад; o выступление; o диспут. 9. Приёмы развития неподготовленной речи (диалогической ) • самостоятельное составление и воспроизведение диалогов • по картине или серии картин; • составление и воспроизведение диалогов на тему; • составление и воспроизведение диалогов по речевой ситуации. 10. Приёмы работы над техникой чтения : • слушание образца для произношения (слов,словосочетаний или предложений) и воспризведение данного образца учащимися индивидуально. • слешание образца для произношения (слов,словосочетаний или предложений ) и воспроизведение данного образца учащимся хором; • слушание образцового чтения всего текста; • слушание и воспроизведение отдельных предложений текста индивидуально; • слушание и воспроизведение отдельных предложений хором; • чтение текста или его смысловых отрывков учащимися индивидуально. 11. Приёмы работы над смысловым чтением: • нахождение в тексте выборочных фраз (выборочное чтение ); • ответы на вопросы по прочитанному (на эстонском языке ); • ответы на вопросы по прочитанному на русском языке; • ответы на вопросы своими словами; • отбор иллюстраций,соответствующих содержанию прочитанного текста; • отбор высказываний,соответствующих содержанию прочитанного текста. 12. Приёмы развития письменной речи: • ответы на вопросы по тексту; • ответы на вопросы по теме; • ответы на вопросы по картине; • составление плана; • составление характеристики; • составление рассказа по опорным словам; • составление рассказа на тему; • составление рассказа по картине; • составление рассказа по серии картин; • составление рассказа по прослушанному тексту; • изложение краткое или подробное; • изложение с самостоятельной концовкой; • диктант; • перевод; • составление связного рассказа с изменением жанра данного текста; • сотавление аннотаций; • переписка с друзьями; • составление рецензий; • эссе; • сочинение; • тесты на грамматические конструкции; • реферат; • исследовательская работа. 13. Приёмы понимания русской речи на слух: • ответы на вопросы по прослушанному; • составление вопросов по прослушанному; • краткий,подробный или выборочный пересказ прослушанного на родном языке; • краткий,подробный или выборочный пересказ прослушанного на русском языке;отбор рисунков,соответствующих содержанию прослушанного рассказа; • отбор высказываний,соответствующих содержанию прослушанного текста; • придумывание концовки прослушанному рассказу; • придумывание заглавия прослушанному рассказу с обоснованием выбора на родном языке; • на русском языке. 14. Приёмы проверки говорения: • творческий пересказ; • ответы на вопросы по теме; • составление вопросов на тему или по картине; • составление и воспроизведение диалога по речевой ситуации; • составление диалога по картине; • составление диалога на тему; • составление рассказа на тему; • составление рассказа по картине; • составление рассказа по речевой ситуации. 15. Приёмы проверки письменной речи: • ответы на вопросы по теме или картине; • перевод с эстонскогоязыка на русский; • составление плана; • подробное или краткое изложение; • изложение с самостоятельной концовкой; • рассказ (сочинение ) на тему; • рассказ (сочинение ) по картине; • составление диалога на тему,по тексту,по картине, или речевой ситуации. 16. Приёмы прверки прочитанного текста: • ответы на вопросы по прочитанному; • пересказ содержания прочитанного на родном и русском языках; • составление вопросов по прочитанному; • составление плана; • отбор картин,соответствующих содержанию прочитанному; • отбор высказываний,соответствующих содержанию прочитанному; • рецензии; • аннотация; • характеристика персонажей произведения; • дополнение предложений по тексту; • выбор правильного варианта. ________ | |
Просмотров: 8333 | | |
Всего комментариев: 0 | |